ЗАДАНИЕ ДЛЯ 4 КУРСА, ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ.

Конспект занятий по предмету ГМССБ.

Занятие 1

Тема.  Состав и принцип действия системы ГМССБ.

 План

  1. Основная концепция системы ГМССБ.
  2. Оповещение о бедствии.
  3. Связь для координации проведения поисково-спасательных операций.
  4. Связь для передачи общей корреспонденции.

Последовательность изложения материала занятия.

  1. Основная концепция системы ГМССБ состоит в том, что поисково-спасательные организации, а также суда в районе бедствия должны быть в возможно короткий срок извещены о бедствии с тем, чтобы принять участие в скоординированной поисково-спасательной операции с минимальными затратами времени.  Система также обеспечивает связь, относящуюся к безопасности и срочности, передачу информации, необходимую для безопасности мореплавания, включая навигационные и метеорологические предупреждения. Любое судно, независимо от района плавания, сможет осуществлять связь, жизненно важную для безопасности самого судна и других судов, находящихся в данном районе.

Согласно Конвенции СОЛАС- 74 Правило 4 главы 4 способно обеспечивать:

1) передачу оповещений о бедствии и направлении судно-берег по крайней мере двумя отдельными и независимыми средствами, каждое из которых использует различные виды радиосвязи;

2) прием оповещений о бедствии в направлении берег судно;

3) передачу и прием оповещений о бедствии в направлении судно-судно;

4) передачу и прием сообщений для координации поиска и спасания;

5) передачу и прием сообщений на месте бедствия;

6) передачу и прием сигналов для определения местоположения (РЛО);

7) передачу и прием информации по безопасности на море;

8) передачу и прием радиосообщений общего назначения через береговые системы или сети связи;

9) передачу или прием сообщений «мостик-мостик»

  1. Под оповещением о бедствии понимается быстрая и надежная передача информации об аварии судна, находящимся в районе аварии и спасательно- координационного центра (СКЦ). Аварийное оповещение обычно поступает на СКЦ через береговую радиостанцию или береговую земную станцию системы ИНМАРСАТ, после чего оно передается поисково-спасательным средствам и судам в районе аварии. Оповещение о бедствии должно содержать название (позывной сигнал) аварийного судна и координаты аварии и, если возможно, вид бедствия и любую другую информацию, которая может использоваться при проведении поисково –спасательной операции. Средства связи должны обеспечить оповещение о бедствии независимо от района плавания судна в следующих трех направлениях: судно-берег, судно-судно, и берег судно.
  2. Под данным видом связи понимается связь необходимая для координации действий судов и самолетов, участвующих в поисково-спасательной операции. Эта функция ГМССБ состоит в обмене информацией между СКЦ и руководителем проведения поисково-спасательной операции на месте аварии или координатора надводного поиска в районе аварии. При проведении поисково-спасательных операций в отличии от аварийного оповещения необходимо обеспечить обмен информацией в обоих направлениях, в связи с чем передачи сообщений осуществляются посредством радиотелекса или радиотелефона. Для реализации данной функции ГМССБ  используются режимы радиотелефонии с помощью спутниковых или традиционных каналов связи в зависимости от радиооборудования установленного на судне.

 

  1. Связь для передачи общей корреспонденции. Эта функция ГМССБ используется для обмена информацией между судовыми и береговыми радиостанциями по вопросам управления и эксплуатации судна, которые могут оказать косвенное влияние на безопасность плавания судна.

Занятие 2

Тема.  Организация передачи и приема важных сообщений с помощью подсистем ГМССБ.

 План

  1. Морские районы плавания в ГМССБ.
  2. Принципы морской связи и работоспособность ГМССБ.
  3. Техническое обслуживание радиооборудования ГМССБ.
  4. Периодичность проверки радиооборудования ГМССБ

 

Последовательность изложения материала занятия.

  1. Районы плавания судов характеризуются следующим образом:

Морской район А1 – район в пределах зоны действия в режиме радиотелефонии по крайней мере одной береговой УКВ станции, обеспечивающей постоянную возможность передачи сообщений с использованием цифрового избирательного вызова (20-30 миль).

Морской район  А2 – район, за исключением морского района А1, в пределах зоны действия в режиме радиотелефонии по крайней мере одной береговой радиостанции, в ПВ диапазоне и обеспечивающий постоянную возможность передачи сообщений о бедствии с использованием ЦИВ (около 150 миль.

Морской район А3 – район, за исключением морских районов А1 и А2, в пределах зоны действия системы геостационарных спутников ИНМАРСАТ, обеспечивающих постоянную возможность оповещения о бедствии (примерно между 70-м градусом северной широты и 70-м градусом южной широты).

Морской район А4 – район, находящийся за пределами морских районов А1, А2, А3.

  1.  Радиоволны представляют собой электромагнитное поле, которое распространяется в пространстве со скоростью около 300 тысяч километров в секунду. Радиоволны создаются при помощи переменного тока высокой частоты.

Длиной волны называется расстояние, которое она проходит за время одного периода переменного тока. Длину волны обычно выражают в метрах. Сантиметрах или миллиметрах.

Радиоволны можно характеризовать также частотой f. Частота выражается в герцах (Гц), килогерцах (кГц), мегагерцах (МГц) или (ГГц). Длина волны и частота обратно пропорциональны друг другу.

ƛ=С/f,       f=С/ ƛ

где С=300 000 км/с – скорость света.  Есть более простые соотношения. Связывающие длину волны, выраженную в метрах и частоту, выраженную в мегагерцах.

ƛ (метры) = 300/f (МГц),

f(Мгц)= 300/ ƛ(метры)

Средние волны (СВ); 415-523 кГц.

Промежуточные волны (ПВ); 1605-4000 кГЦ.

Короткие волны (КВ); 4-27.5 МГц.

Ультракороткие волны (УКВ): 156-174 Мгц.

Расстояние, на котором возможно осуществление радиосвязи, зависит от выбранной частоты, мощности передатчика, чувствительности приемника, типа и размещения антенной системы, антенной системы, условий распространения.

Типы модуляций и классов излучений.

Излучение представляет собой создание радиопередающей станцией потока энергии в форме радиоволн (радиоволны –электромагнитные волны). Совокупность характеристик излучения, обозначаемая установленными условными символами, называется классом излучения.. Первый символ (буква англ.алфавита), характеризует тип модуляции основной несущей, второй символ (цифра), характер сигнала. Модулирующего основную несущую; третий символ (буква англ.алф) – тип передаваемой информации.

Пример :

J3E – однополосная телефония с подавленной несущей.

H3E – однополосная телефония с полной несущей (2182).

Первый символ – тип модуляции основной несущей (излучения, при которых основная несущая модулируется по амплитуде – амплитудная модуляция.

А – двухполосная; Н –  однополосная с полной несущей; R – однополосная с частично подавленной несущей; J –  однополосная с полностью подавленной несущей;

F – частотная модуляция; G – фазовая модуляция.

Второй символ – характер сигнала(сигналов.0 – отсутствие модулирующего сигнала; 1 – один сигнал содержащий квантовую или цифровую информацию при использовании модулирующей поднесущей; 3 – один канал с аналоговой информацией.

Третий символ – тип передаваемой информации:

N – отсутствие передаваемой информации; A – телеграфия для слухового приема; B –  телеграфия для автоматического приема; C – факсимиле; E – телефония;

Техническое обслуживание оборудования ГМССБ.

Техническое обслуживание оборудования, работоспособность радиооборудования должна обеспечиваться с помощью следующих способов:

– дублирование оборудования;

– береговое техническое обслуживание и ремонт.

– квалифицированное техническое обслуживание и ремонт в море.

На судах, совершающих рейсы в морских районах А1 и А2 работоспособность оборудования должна обеспечиваться одним из вышеперечисленных способов, а на судах, совершающих рейсы в морских районах А3 и А4 – сочетанием по крайней мере двух из вышеперечисленных способов.

Дублирование оборудования означает, что на борту судна дополнительно требуется установка следующего радиооборудования:

– при плавании судна в морском районе А3- УКВ радиоустановка, а также или ПВ/КВ-радиоустановка или судовая земная станция ИНМАРСАТ.

– при плавании судна в морском районе А3-УКВ-радиоустановка, а также или ПВ/КВ-радиоустановка или судовая земная станция ИНМАРСАТ;

– при плавании судна в морских районах А3 и А4- УКВ радиоустановка и ПВ/КВ-радиоустановка. Для судов совершающих эпизодические рейсы в морском районе А4 и имеющих  в качестве основной ПВ/КВ радиоустановке, дополнительная радиоустановка ПВ/КВ может быть заменена СЗС ИНМАРСАТ.

Береговое техническое обслуживание и ремонт предполагает, что должны быть установлены приемлемые для администрации условия обеспечения адекватной поддержки судна для обслуживания и ремонта радиооборудования. Например, могут применяться следующие средства:

– соглашение с компанией, охватывающей район плавания судна своими средствами обслуживания и ремонта по вызову;

– обеспечение возможности для ремонта и обслуживания на главной базе судна, совершающей регулярные рейсы в данном районе.

– если работоспособность обеспечивается квалифицированным техническим обслуживанием и ремонтом в море, на борту судна должна находиться соответствующая дополнительная техническая документация, инструменты, испытательное оборудование и запасные части, объем которых должен соответствовать установленному оборудованию и быть одобрен администрацией. Лицо, выполняющее функции по обеспечению квалифицированного технического обслуживания и ремонта в море, должно иметь соответствующий диплом. Подробно вопросы технического обслуживания радиооборудования ГМССБ описаны в Резолюции ИМО А.702(17) «Руководство по обслуживанию и ремонту радиооборудования ГМССБ в морских районах А3 и А4»

Периодичнорсть проверки радиооборудования ГМССБ,

подразделяется на ежедневные, еженедельные, ежемесячные и ежегодные. Результаты проверок обязательно заносятся в радиожурнал.

Периодичность проверки радиооборудования в ГМССБ

Проверки радиооборудования ГМССБ подразделяются на ежедневные, еженедельные, ежемесячные и ежегодные. Результаты проверок обязательно заносятся в радиожурнал (Radio Log Book).

Ежедневные проверки радиооборудования

Еженедельные проверки радиооборудования

Внешние проверки (с излучением в эфир) модемов ПВ/КВ диапазонов. Насколько возможно, следует избегать проверки оборудования ЦИВ на частотах, выделенных исключительно для вызовов бедствия и безопасности ЦИВ, используя другие методы. Однако, если не избежать проведения проверки на ПВ/КВ частотах бедствия ЦИВ, следует предусмотреть индикацию того, что передаваемая последовательность ЦИВ является проверочной. Для этого используется специальный формат цифровой последовательности, который адресуется конкретной береговой станции, имеет категорию «безопасность» и включает в сообщение 1 в качестве первого знака телеуправления код «проверка». Станция, которой был адресован проверочный вызов, подтверждает его прием в режиме ЦИВ, и на этом обмен прекращается.

Использование специального формата ЦИВ для проверки на УКВ канале 70 не разрешается. Проверку оборудования в УКВ диапазоне можно производить, используя обычный вызов. Проверки УКВ радиостанции на каналах, отличных от 16. Проверки резервного источника питания — аккумуляторные батареи внешним осмотром. Удалить пыль, грязь, влагу.

Ежемесячные проверки радиооборудования

Аварийный радиобуй КОСПАС/САРСАТ, радиолокационный маяк-ответчик (без облучения судовой РЛС), резервный источник питания — проверить уровень электролита, его плотность. При необходимости провести 10-часовой зарядный цикл.

Ежегодные проверки радиооборудования

Аварийный радиобуй КОСПАС/САРСАТ один раз в год должен сдаваться для проверки в лабораторных условиях.

 Занятие 3

Тема.  Оборудование судов средствами радиосвязи.

План

  1. Требование к радиооборудования. ГМССБ.
  2. Системы связи в ГМССБ.

Последовательность изложения материала занятия. 

Наиболее важные требования к составу судового радиооборудования в ГМССБ конвенции СОЛАС.

-каждое судно должно иметь, по крайней мере, две различные и независимые друг от друга системы радиосвязи, радиосвязи, способные обеспечить аварийное оповещение;

– каждое судно должно иметь радиооборудование, способное выполнить любую из функций ГМССБ в зависимости от района плавания, используя, по крайней мере, одну из систем связи;

– любое отдельное радиооборудование может выполнять более одной функции в ГМССБ и быть сопряжено с другим судовым радиооборудованием;

– судовое радиооборудование в ГМССБ должно быть простым в эксплуатации и по возможности работать без оператора;

– спасательные средства должны иметь радиооборудование, способное обеспечить связь на месте проведения поисково-спасательной –операции путем использования УКВ радиотелефона; спасательные средства должны быть оборудованы радиолокационным маяками-ответчиками.

Во всех районах ГМССБ должна быть обеспечена постоянная возможность аварийного оповещения. Для этого ИМО разработаны минимальные требования к составу радиооборудования в зависимости от района плавания и его размещению, а также эксплуатационные требования к этому оборудованию.

Каждое судно вне зависимости от района плавания, должно быть оснащено:

  1. УКВ радиоустановкой, способной принимать и передавать:  в режиме ЦИВ на частоте 156,525 МГц (канал-70), нести вахту на канале ЦИВ,  по радиотелефону на частотах 156,8 МГц (канал-16); 156,65 (канал 13); 156,3МГц (канал 6).
  2. Радиолокационным маяком-ответчиком, работающим в диапазоне 9 ГГц.
  3. Приемником НАВТЕКС.
  4. Спутниковый АРБ. Для судов исключительно в районе А1 может быть применен УКВ радиобуй, работающий на 70-м канале УКВ.
  5. Портативными аварийными УКВ радиостанциями. Для судов районов А1 и А2 к обязательному перечню добавляется ПВ радиоустановка, способная:  передавать и принимать в целях бедствия и безопасности: на частоте 2187,5 кГц в режиме ЦИВ.  На частоте 2182 кГц в режиме радиотелефона. Нести вахту на частоте 2187,5 кГЦ в режиме ЦИВ. Принимать и передавать общую корреспонденцию по радиотелефону или БПЧ  в ПВ диапазоне.

Для судов районов А1, А2 и А3 к обязательному перечню добавляется следующее ПВ радиоустановка с перечисленными выше требованиями и  судовая земная спутниковая станция ИНМАРСАТ. Если судно не оборудовано станцией ИНМАРСАТ, то взамен оно оборудуется  ПВ/КВ радиоустановкой, которая должна: передавать и принимать в целях бедствия и безопасности на частотах бедствия и безопасности в ПВ и КВ диапазонах: в режиме ЦИВ, по радиотелефону, в режиме БПЧ; нести вахту на частоте 2187,5 кГц, 8414,5 кГц, по крайней мере, на еще одной частоте бедствия и безопасности поддиапазона 4, 6, 12 или 16 МГц в режиме ЦИВ; передавать и принимать общую корреспонденцию по радиотелефону или БПЧ в ПВ И КВ диапазонах.

2. В ГМССБ задействованы спутниковые и наземные системы связи.

Спутниковая система связи ИНМАРСАТ, основанная на использовании геостационарных спутников и работающая в диапазоне частот 1.5 и 1,6 ГГц. Высота орбиты 35700 км над экватором. Она обеспечивает оповещение о бедствии, передаваемом судном, с использованием судовой спутниковой станции или спутникового АРБ и возможность двусторонней связи с абонентом. В состав системы входят 4 спутника- Атлантический океан/запад, Атлантический океан/восток, Индийский океан, Тихий океан. Имеются запасные спутники, обеспечивающие связь в случае выхода из строя основного спутника. Система создана для обеспечения глобальной связи с судами.  

Спутниковая система КОСПАС-САРСАТ основана на использовании низкоорбитальных спутников на околополярной орбите в диапазоне 406-406,1 МГц. Система обеспечивает оповещение о бедствии и определение местоположения спутниковых АРБ. Координаты места в этой системе определяются не на судне, по сигналам спутника, а на береговой станции.

Наземные системы связи, использующие традиционные средства радиосвязи, в диапазонах УКВ, ПВ/КВ И СВ диапазонах.

морская подвижная служба в полосе частот 156-174 МГц (УКВ диапазон), обеспечивающая оповещение о бедствии в режиме цифрового избирательного вызова (ЦИВ) и связь в режиме телефонии на ближних расстояниях;

– морская подвижная служба в полосе частот 4 -27.5 МГЦ (КВ диапазон) обеспечивающая оповещение о бедствии в режиме ЦИВ и связь в режиме телефонии и буквопечатания на дальних расстояниях.

Занятие 4

Тема.  Определение места судна, которое терпит бедствие, с помощью АРБ (EPIRB). 

План.

  1. АРБ КОСПАС-САРСАТ, АРБ УКВ.
  2. Эксплуатационные требование к АРБ.  

Последовательность изложения материала занятия. 

  1. Существуют два типа аварийных радиобуев (АРБ): АРБ КОСПАС-САРСАТ,  АРБ УКВ. АРБ спутниковой системы связи КОСПАС/САРСАТ обеспечивает передачу сообщений о бедствии через систему спутников на околополярных орбитах и работает в диапазоне 406 МГц. Данный радиобуй пригоден для судов любого района плавания. Формат сообщения радиобуя входят: идентификационный номер, который прошивается в памяти радиобуя и указывается в формуляре на изделие. По этому номеру производится опознавание судна спасательно-координационным центром и поисково – спасательными службами.

Достоинства АРБ КОСПАС/САРСАТ:

– не требуется ввод координат судна, так как последние определяются по величине доплеровского сдвига частоты сигнала радиобуя, принятого на спутнике;

– зона действия системы КОСПАС/САРСАТ не имеет ограничений.

Недостатки системы: время доставки сообщения на береговой центр может достигать до 1-1,5 часа в Северном полушарии и до 2 часов в Южном полушарии с учетом времени ожидания пролета спутника и времени движения спутника до ближайшего берегового центра.

УКВ – аварийный радиобуй обеспечивает передачу оповещения о бедствии в системе цифрового избирательного вызова на 70 канале (частота 156.525 МГц), используя класс излучения G2B. Данный АРБ пригоден для судов, совершающих рейсы исключительно в морском районе А1.

  1. Эксплуатационные требования к АРБ.  АРБ должен:

– иметь защиту от случайного включения;

– выдерживать погружение на глубину 10 метров в течении по крайней мере 5 минут;

– автоматически включаться после всплытия;

– иметь возможность ручного включения и выключения;

– иметь индикацию излучения;

– сохранять в воде устойчивую ориентацию при любых морских условиях;

– выдерживать сбрасывание в воду с высоты 20 метров;

– тестироваться без включения излучения;

– иметь заметную желтую / оранжевую окраску;

– иметь линь для привязи к спасательному средству;

– иметь мигающий источник света для облегчения поиска;

– не подвергаться воздействию морской воды и нефти;

– длительно выдерживать солнечное облучение;

– диапазон рабочих температур от -20 до плюс 55 С.

– аварийный радиобуй должен автоматически включаться после свободного всплытия.

– устройство отделения АРБ должно обеспечивать его автоматическое отделение от тонущего судна. Механизм  отделения должен срабатывать на глубине от 1,5 до 4-х метров при любой ориентации судна.

– источник питания должен иметь достаточную емкость для обеспечения работы АРБ в течение 48 часов.

– на наружной стороне корпуса АРБ указывается дата истечения срока службы батареи. Ее следует контролировать для своевременной замены батареи.

Занятие 5

Тема.  Аварийные средства связи.

План.

  1. Радиолокационный ответчик. Эксплуатационные требования.
  2. Переносные УКВ радиостанции.

Последовательность изложения материала занятия.

  1. Радиолокационный маяк-ответчик обеспечивает определение местоположения судов, терпящих бедствие, посредством передачи сигналов, которые на экране радиолокационной станции представлены серией точек, расположенных на равном расстоянии друг от друга в радиальном направлении. Радиолокационный ответчик работает в диапазоне 9,2 – 9,4 Ггц.

На каждом борту любого пассажирского и грузового судна валовой вместимостью 500 рег.тонн и более должны иметься по крайней мере 2 два РЛО. Радиолокационные ответчики должны быть  установлены в таких местах, откуда они могут быть быстро перенесены в спасательную шлюпку или плот. Высота установленной антенны ответчика должна быть по крайней мере на 1 метр выше уровня моря. При этом он обеспечивает нормальную работу на расстоянии не менее 5 морских миль при запросе судового радара, антенна которого установлена на высоте 15 метров и не менее 30 морских миль при запросе авиационного радара с мощностью импульса не менее 10 кВт, установленного на борту летательного аппарата. Находящегося на высоте 1000м. Дата замены батарей питания указана на наружной стороне корпуса РЛО. Батареи питания следует менять через половину срока их службы. Необходимо держать на контроле эту дату для своевременной замены батареи.

Эксплуатационные требования к радиолокационному ответчику.

– обеспечивать ручное включение и выключение, индикацию в режиме готовности, иметь плавучий линь;

– выдерживать сбрасывание в воду с высоты 20 метров;

– быть водонепроницаемым на глубине 10 метров не менее 5 минут;

– быть оборудован визуальными или звуковыми средствами для определения нормальной работы и предупреждения терпящих бедствие о том, что РЛО приведен в действие радаром;

– иметь достаточную емкость батареи для работы в режиме ожидания 96 часов и 8 часов при непрерывном облучении импульсами радара частотой 1 кГц;

– сохранять работоспособность, в диапазоне температур от 20 до +55 градусов С;

– высота установки РЛО должна быть по крайней мере 1 метр над поверхностью моря;

– срабатывать на расстоянии до 5 миль при облучении РЛС с высотой антенны 15 метров и при облучении самолетной РЛС мощностью 10 кВт на расстоянии до 30 миль с высоты 1000 метров.

  1. УКВ – переносная радиостанция двусторонней радиотелефонной связи является оборудованием спасательных средств и обеспечивает связь на месте бедствия между плавучими спасательными средствами и судном, а также между плавучими спасательными средствами и спасательной единицей. Радиостанция обеспечивает работу на частоте 156,800 МГц (УКВ 16 канал) и по крайней мере на одном дополнительном симплексном канале, класс излучения G3E.

Эксплуатационные требования к переносной УКВ радиостанции:

– приводится в действие неподготовленным персоналом;

– приводиться в действие одной рукой, кроме выбора канала;

– выдерживать падение на твердую поверхность с высоты 1 м;

– быть водонепроницаемым на глубине 1м по крайней мере в течении 5 минут;

– сохранять водонепроницаемость при тепловом скачке до 45 градусов Цельсия при условии погружения;

– противостоять воздействию морской воды и нефти;

– иметь устройство для его крепления на одежде пользователя;

– обладать сопротивлением к разрушению при длительном воздействии солнечных лучей;

С панели управления радиостанции обеспечиваются как минимум следующие функции:

– включение/выключение станции с визуальной индикацией включения;

– ручка регулировки громкости;

– шумоподавление;

– переключение каналов с индикацией номера канала.

Эффективная излучаемая мощность передатчика должна быть не менее 0,25 Вт. Если излучаемая мощность превышает 1 Вт предусматривается переключатель понижения мощности до 1 Вт и менее. Источник энергии встраивается в аппаратуру. Он должен иметь достаточную мощность для обеспечения работы в течении 8 часов.  В качестве источника может использоваться:

– не перезаряжаемая батарея (первичный источник), имеющая срок хранения не менее двух лет или

– аккумулятор (вторичный источник). При использовании аккумулятора должна быть предусмотрена возможность обеспечения полностью заряженных элементов в случае аварийной ситуации с помощью зарядного устройства.

Занятие 6

Тема.  Спутниковая система ИНМАРСАТ. Передача и прием сигналов бедствия.

План.

  1. Состав системы ИНМАРСАТ.
  2. Судовые спутниковые станции системы             ИНМАРСАТ: B, C, M,.

Последовательность изложения материала занятия.

  1. Международная организация морской спутниковой связи ИНМАРСАТ основана в 1979 году для обеспечения глобальной связи с судами, используя спутники. В состав системы ИНМАРСАТ входят следующие элементы:              – космический сегмент: 4 спутники запущенные на геостационарную орбиту. Спутники располагаются в определенных точках над океанами и обеспечивает почти глобальный захват поверхности Земли(за исключением окополярных шапок-выше 70°сев шир. И 70° южн.шир.) Зона охвата районы: Атлантический океан/запад; Атлантический океан/восток; Индийский океан, Тихий океан. Имеются запасные спутники, обеспечивающие связь в случае выхода из строя основного спутника.

– судовые спутниковые станции

– контрольно-эксплуатационный центр, управляющий всей системой и расположенный в штаб-квартире ИНМАРСАТ в Лондоне. Береговые станции обеспечивают связь между спутниками и наземными сетями связи.

  1. На судах устанавливаются судовые спутниковые станции следующих типов: ИНМАРСАТ B, C, M,

Судовая спутниковая станция ИНМАРСАТ-В, с 1994 года начат выпуск, которые обеспечивают следующие функции:  двусторонняя связь в режимах телефонии и телекса, передача данных и факсимиле; высокоскоростная передача данных. Каждая  станция имеет свой идентификационный номер, состоящий из семи цифр. Телексный автоответ станции состоит из идентификационного номера, за которым следует позывной сигнал, судовой радиостанции, однако выполнены на современной цифровой элементной базе. Позволяющей более эффективно использовать мощность и полосу пропускания спутника, увеличивая число возможных каналов связи. В то же время станция позволяет обеспечить доступ к более совершенным сетям данных. Каждая станция ИНМАРСАТ-В имеет девятизначный цифровой идентификатор, где первая цифра 3, следующие три цифры- код страны, которой принадлежит станция, и последуюшие пять цифр – номер, присвоенной данной станции.

Судовая спутниковая станция ИНМАРСАТ-С, находится в эксплуатации с  1991 года. Они базируются на цифровой технологии и обеспечивают передачу телексных сообщений и небольших форматов данных со скоростью 600 бит/сек, а также передачу факсимиле в направлении судно-берег, в режиме накопления с последующей передачей. Данный режим характеризуется тем, что судовая станция связывается с береговой, передает на нее информацию, получает квитанцию и уходит со связи. Информация временно хранится на береговой станции, пока она по береговым линиям связи не передаст ее получателю. Преимуществами спутниковой станция ИНМАРСАТ-С, по сравнению с  ИНМАРСАТ В, являются:

– малые габариты, вес и энергопотребление;

– ненаправленная антенна, не требующая гиростабилизации.

– значительно меньшая стоимость станции и меньшая стоимость работы в канале.

Недостатки станция ИНМАРСАТ-С:

– не обеспечивается работа в реальном канале связи с получателем;

– не обеспечивается работа в режиме радиотелефонии.

Промышленностью производятся станции ИНМАРСАТ-С следующих классов: класс 0;1;2;3. Класс 3 одновременную работу в канале связи и прием сообщений РГВ (расширенного группового вызова).

Судовая спутниковая станция ИНМАРСАТ-М, находятся в эксплуатации с 1993 года. Она базируется на цифровой технологии передачи данных и обеспечивает режим телефонии и низкоскоростную (2400 бит/с) передачу факсимиле и данных. Станция имеет меньшие габариты, массу и стоимость по сравнению со станциями ИНМАРСАТ-В. Номера ИНМАРСАТ- М начинаются с цифры 6.

Занятие 7

Тема.  Судовые средства радиосвязи, обеспечение эффективной работы и   расширение возможностей с помощью специальных компьютерных программ.

Последовательность изложения материала занятия.

План. 

1.Цифровой избирательный вызов, общая информация.

2. Программное обеспечение оборудования ГМССБ.

  1. Цифровой избирательный вызов (ЦИВ) представляет собой способ связи. Использующий цифровые коды и обеспечивающий автоматический вызов на вызывной частоте одной или группы станций, передачу и прием команд и информации в СВ, КВ и УКВ диапазонах.

Система ЦИВ является составной частью ГМССБ и используется для:

– оповещения о бедствии, подтверждения вызова бедствия и ретрансляции; – вызова бедствия;- извещения судов о предстоящей передаче сообщений срочности, жизненно важных навигационных сообщений;- опроса терминалов судов,

снятие координат судна.

– установление служебной связи на рабочем канале;

– соединение через береговую станцию в автоматической службе с береговой телефонной сетью.

Система ЦИВ является синхронной системой, в которой используется десятиэлементный двоичный код с обнаружением ошибок. Первые семь бит являются информационными, три следующих бита – проверочными. Для повышения помехозащищенности каждый символ  в цифровой последовательности передается дважды с временным разносом.

В системе  ЦИВ используются следующие классы излучений: – в ПВ и КВ диапазонов классы F1B или J2B со скоростью передачи 100 Бод.;

– в УКВ диапазоне применяется класс G2B. Скорость передачи составляет 1200 Бод.

Технические и эксплуатационные характеристики 

 Технический формат вызывной последовательности в системе ЦИВ включает в себя следующие составные части: определитель формата; адрес; категорию; самоидентификатор; сообщения; конец последовательности. Вызывная последовательность предваряется последовательностью точек и фазирующей последовательностью. Последовательность точек обеспечивает условия для быстрой тактовой синхронизации приемника ЦИВ и позволяет использовать на судне один сканирующий приемник для наблюдения на одной частоте ПВ и пяти частотах КВ диапазона. Приемник сканирует все 6 частот за 2 секунды.

Определитель формата характеризует тип вызывной последовательности. Имеются следующие определители формата: бедствие; всем судам; групповой вызов; вызов судов в заданном географическом районе; избирательный вызов индивидуальной станции в полуавтоматической/ автоматической службе.

Адрес вызовы «бедствие» и «всем судам» не имеют адреса, так как они адресованы непосредственно всем судовым и береговым станциям. Для избирательного вызова, адресованного конкретному судну, береговой станции или группе станций, имеющих общий интерес (групповой) вызов, в качестве адреса используется идентификатор морской подвижной службы (ИМПС), присвоенный вызываемой станции (группе станций).  ИМПС-( идентификатор морской подвижной службы) судовой станции  имеет следующий вид:

M I D X X X X X X ,  где  M I D – три цифры, обозначающие код страны, под флагом которой ходит судно (код Украины – 272, X X X X X X- номер, присвоенный судну

(X- любая цифра от 0 до 9).

ИМПС береговой станции имеет следующий вид: 00 М I D X X X X , где первые две цифры являются нулями, М I D обозначает код страны, в которой расположена береговая станция.

Категория определяет степень приоритета вызывной последовательности. Для вызова «бедствие» приоритет является определителем формата, поэтому информация о категории не включается в формат. Для вызовов, связанных с безопасностью, используются следующие категории: бедствие, срочность, безопасность. Для других используется категория  «служебных» и «обыкновенная» В качестве самоидентификатора используется, присвоенный вызывающему судну, ИМПС вводится в память модема ЦИВ при его установке. При наборе вызывной последовательности он включается в формат автоматически и не требует ручного ввода.

Сообщения. в вызывной последовательности,  зависимости от определителя формата, может быть до четырех сообщений. Вызов «бедствие» включает четыре сообщения, располагающихся в следующем порядке: – Сообщение 1 содержит характер бедствия: оператор при наборе формата выбирает один из следующих пунктов: пожар, взрыв; затопление; столкновение; посадка на мель; крен, опасность опрокидывания; погружение; потеря управления и дрейф; необозначенное бедствие; излучение АРБ. Сообщение 2 содержит координаты судна, терпящего бедствие; вводится сначала широта, затем долгота в градусах и минутах. Сообщение 3  содержит время взятия координат; время вводится в часах и минутах. Сообщение 4 указывает вид связи, который судно, находящееся в бедствии, предпочитает для последующего обмена о бедствии (телефония, телекс и т.д) Вид связи выбирается оператором.

  1. Программное обеспечение для судовой спутниковой станции ИНМАРСАТ-С , может быть представлено в виде программы для обеспечения персонального компьютера или как программа, встроенная в терминал сообщений. Программа поставляется на 3-х дюймовых дискетах. Выполнение программы возможно непосредственно с дискеты, однако, если персональный компьютер функционирует с жестким диском, следует установить программу на жесткий диск.

 Занятие 8

Тема.  Обеспечение радиосвязи в случае бедствия с учетом условий распространения радиоволн. Радиостанции УКВ, ПВ-КВ, ЦИВ, радиотелекс, радиотелефон.

 План.

  1. УКВ радиостанция. Органы контроля и управления.
  2. УКВ ЦИВ модем.
  3. ПВ-КВ радиостанция. Органы контроля и управления..

4 . ПВ-КВ ЦИВ модем.

  1. Радиотелекс. Общие принципы.

 

Последовательность изложения материала занятия.

УКВ радиоустановка обеспечивает радиотелефонную связь и цифровой избирательный вызов (ЦИВ) на расстоянии 20-30 морских миль. УКВ радиоустановка Sailor включает в себя: приемопередатчик с антенной, телефонной трубкой и встроенным или выносным громкоговорителем; устройство ЦИВ и специальный приемник для несения непрерывной вахты на 70 канале в режиме ЦИВ. Радиоустановка работает на международных частотах в диапазоне морской подвижной службы. 156-174 МГц. Классы излучения G3E в режиме радиотелефонии и G2B  в режимах ЦИВ. Антенны радиостанции имеют вертикальную поляризацию и круговую диаграмму направленности. С пульта управления радиостанции обеспечиваются ,  как минимум следующие функции: включение/выключение радиостанции; установка необходимого канала связи или наблюдения; регулировка подсветки; ручная регулировка громкости; установка поворота подавления шумов эфира при отсутствии сигнала в канале; понижение выходной мощности передатчика до величины в пределах 0,1-1 Вт (номинальная выходная мощность передатчика находится в пределах от 6 до 25 ВТ)

С пульта управления устройства ЦИВ обеспечиваются, как минимум, следующие функции: включение/выключение устройства; составление сообщений ЦИВ; проверка подготовленного сообщения до его передачи; запуск сигналов бедствия и вызова с использованием ЦИВ; ручной ввод координат судна и времени, на которое были определены эти координаты; отображение информации, содержащейся в принятом вызове, в незашифрованном виде; проверка устройства ЦИВ без излучения сигналов; регулировка подсветки; ручной сброс, звуковой и световой сигнализации о приеме сигнала бедствия или срочности или сигнала, требующего присутствие оператора.

УКВ радиотелефон включает в себя микрокомпьютер и УКВ радиостанцию и предназначен для связи в направлениях судно-судно. Судно-берег и берег-судно на близких расстояниях. Радиостанция работает, как в симплексном, так и в полудуплексном режимах на 55 международных каналах. УКВ-радиотелефон может работать в режиме двухчастотной вахты, который позволяет оператору прослушивать два канала одновременно- выбранный канал и канал 16.  Предусмотрена быстрая установка 16 канала.

  1. .УКВ ЦИВ-модем представляет собой комбинацию приемника и модема (модулятор и демодулятор) для цифрового избирательного вызова в УКВ диапазоне. Встроенный приемник с собственной антенной позволяет нести непрерывную вахту на частоте 156,525 МГц (70 канал). Модем способен кодировать и декодировать все виды сообщений. Устройство может быть использовано как часть системы безопасности мореплавания на борту судна, так и как удобный автоматический прибор для вызова в направлении судно-судно. Судно-берег, берег-судно. Модем стыкуется с принтером для распечатки принимаемых сообщений и другой информации. Наличие электронной памяти позволяет хранить сообщения различного типа. Модем содержит быстро программируемый регистр вызова, который обеспечивает возможность создания полноформатного сообщения цифрового вызова. В УКВ-диапазоне предусмотрено использование цифрового избирательного вызова. Можно сделать вызов на 70-м канале ЦИВ с указанием рабочего канала для радиотелефонии.

4. ПВ радиоустановка обеспечивает радиотелефонную связь ЦИВ на расстоянии до 100 морских миль. КВ радиоустановка обеспечивает радиотелефонную связь, узкополосное буквопечатание и ЦИВ на больших расстояниях. ПВ/КВ-радиоустановка должна: передавать  и принимать на частотах бедствия и безопасности в диапазоне 1605-4000 кГц и 4000-27500 кГц в режимах ЦИВ, телефонии и УБПЧ; нести непрерывную вахту в режиме ЦИВ на частотах 2187,5 кГц 8414,5 кГц и пол крайней мере еще одной частоте бедствия и безопасности ЦИВ  в диапазоне 4, 6, 12 или 16 МГц;; обеспечивать передачу и прием общей корреспонденции в режимах радиотелефонии или УБПЧ и ПВ и КВ диапазонах. Для консоли Sailor она включает в себя: приемовозбудитель с антенной, пультом управления, телефонной трубкой и встроенным или выносным громкоговорителем; устройство ЦИВ/Телекс; приемник для несения непрерывной вахты ЦИВ на частотах бедствия  2187,5 кГц, 4207,5 кГц, 6312 кГц, 8414,5 кГц, 12577кГц и 16804,5кГц; устройство узкополосного буквопечатания (УБПЧ). Радиоустановка работает на выделенных для морской подвижной службы частотах в диапазоне 1605-27500кГц использует классы излучений F1B, J2B, H3E, R3E, J3E. Исходя из минимальных требований, для использования оператором должны быть готовы следующие частоты:

– для радиотелефонии: 2182, 4125, 6215, 8291. 12290 и 16420 кГц;

– для УБПЧ:  2174,5; 4177,5; 6268; 8376,5; 12520; и 16995 кГц;

– для ЦИВ: 2187,5; 4207,5; 6312; 8414,5; 12577; и 16804,5 кГЦ;

Устройство УБПЧ включает в себя:

– средства кодирования и декодирования сообщений;

– средства составления и проверки сообщений, предназначены для передачи (как правило, выполнены на базе персонального компьютера); – средства обеспечения записи принятых сообщений.

Радиоустановка использует следующие классы излучения: J3E, H3E в режиме телефонии; J2B или  F1B в режиме ЦИВ. J3E- режим однополосной телефонии с подавленной несущей.   J2B- автоматическая телеграфия с использованием частотно-манипулированной поднесущей, передача на одной боковой полосе с подавленной несущей.  F1B- автоматическая телеграфия с частотной манипуляцией. С пульта управления обеспечивается, как минимум, выполнение следующих функций: включение/выключение радиостанции; установка частоты приемника и частоты передатчика; установка канала связи; установка класса излучения; ручная регулировка усиления по радиочастоте; ручная регулировка громкости; включение/выключение автоматической регулировки усиления (АРУ); регулировка подсветки; уменьшение/увеличение выходной мощности передатчика; оперативная настройка на радиотелефонную частоту бедствия 2182кГц

  1. В ГМССБ установление радиосвязи в диапазоне ПВ/КВ начинается с вызова по системе ЦИВ. Для формирования таких вызовов служат контролеры. Контролер 1 предназначен для несения вахты в режиме сканирования шести частот бедствия и безопасности, а контролер 2 может сканировать частоты по одной из 10 программ в режиме ЦИВ. Каждая программа содержит 6 частот и создается самим оператором. Кроме того контролер работает как телексный контролер при управлении им с клавиатуры телексного терминала. С пульта управления устройства ЦИВ обеспечивается, как минимум, выполнение следующих функций: включение/ выключение устройства ЦИВ; составление сообщений ЦИВ; проверка подготовленного сообщения до его передачи; запуск сигналов бедствия и вызова с использованием ЦИВ; ручной ввод координат судна и времени, на которое были определены эти координаты; отображение информации, содержащейся в принятом вызове, в незащищенном виде; проверка устройства ЦИВ без излучения сигналов; регулировка подсветки; ручной сброс звуковой и световой сигнализации о приеме сигнала бедствия или срочности или сигнала, требующего присутствие оператора.
  1. Радиотелексная связь используется в ГМССБ в диапазонах СВ, ПВ и КВ. В сравнении с радиотелефоном несомненным преимуществом радиотелекса является документирование сообщений и сохранение их на бумаге и магнитных носителях в виде текстовых файлов информации. Особенно преимущества радиотелекса проявляются в коротковолновом диапазоне, когда радиотелефонная связь является неустойчивой из-за различных помех и особенностей прохождения радиоволн. В радиотелексе же влияние этих помех может быть практически сведено к минимуму и раздражающие замирания, пропадания связи, характерные для радиотелефона, не заметны для оператора при радиотелексной связи. Это достигается применением специальных методов кодирования информации, позволяющих обнаруживать и исправлять ошибки.

Занятие № 9

Тема.  Прием информации по безопасности на море.

 План

  1. Информация по безопасности на море, расширенный групповой вызов
  2. Приемник «НАВТЕКС»

 Последовательность изложения материала занятия.

  1. Одной из функций ГМССБ является распространение информации по безопасности мореплавания. Получением, координацией и передачей информации занимается Международная служба безопасности/ SafetyNET. Организация и задачи, решаемые службой изложены в Руководстве ИМО: International SafetyNET Manual. Служба SafetyNET передает на суда навигационные предупреждения и метеорологические предупреждения, метеопрогнозы, сообщения о бедствии в направлении берег-судно, данные по корректировке карт и другую срочную информацию. Техническое распространение информации SafetyNET осуществляется в системе расширенного группового вызова (РГВ), являющейся в сво