Читать, находить ответы на вопросы к ККР, Зачету. Ответы писать в тетрадь.

Занятие №1

Тема. Цель международного авиационного и морского наставления по поиску и спасанию для подвижных средств.

План

  1. Наставление ИАМСАР. Цель, назначение, применение.
  2. Ответственность и обязательства по оказанию помощи.
  3. Организация национальной и региональных систем поиска и спасания.
  4. Координация поиска и спасания.
  5. Системы судовых сообщений.

 

  1. Международное авиационное и морское наставление по поиску и спасанию (Наставление ИАМСАР)International aeronautical and maritime search and rescue manual) Книга 3 – «Подвижные средства» Volume 3 «Mobile facilities»

Книга 3 Наставление ИАМСАР подвижные средства (воздушные и морские). Книга предназначена для использования на морских судах как самостоятельный документ.

Книгу следует иметь на борту всех судов для помощи в проведении поиска и спасания, бедствующих на море или координации на месте действия, а также на случай возникновения чрезвычайной ситуации на самом судне.

Цель: основной целью издания ИАМСАР (Международное авиационное и морское наставление по поиску и спасанию) является оказание помощи государствам в обеспечении их собственных потребностей по поиску и спасанию на море,

и обязательств, которые они приняли в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации, Международной конвенцией по поиску и спасанию на море и Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море СОЛАС).  Книга обеспечивает руководство по общему для авиации и морских судов единообразному подходу в организации и предоставления услуг по поиску и спасанию.

Данное наставление подготовлено совместно Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) и Международной морской организацией(ИМО)

 

  1. В соответствии с устоявшимися морскими традициями и различными положениями международного морского права, капитаны судов обязаны оказывать помощь терпящему бедствие на море, когда они могут это сделать безопасно.

Дополнение А – ПРАВИЛО V/10 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками.

А) Капитан судна, находящегося в море, который в состоянии оказать помощь, получив из любого источника сообщение о том, что люди терпят бедствие в море, обязан следовать полным ходом для оказания помощи, сообщив им, если это возможно, или службе поиска и спасания, что судно следует к ним для оказания помощи. Если судно, получившее оповещение о бедствии, лишено возможности сделать это; или в силу особых  обстоятельств случая, капитан считает невозможным или излишним следовать им на помощь, он обязан проинформировать службу поиска и спасания и сделать в судовом журнале запись о причине, в силу которой он не последовал на помощь людям., терпящим бедствие.

Б) Капитан судна, терпящего бедствие, или соответствующая служба поиска и спасания, посоветовавшись насколько это возможно, с капитанами судов, ответивших на оповещение о бедствии, имеет право выбрать одно или несколько из этих судов, которые, по его мнению или мнению службы поиска и спасания, более других способны оказать помощь; и долг капитана судна или капитанов выбранных судов, помощь которых запрошена, подчиниться такому выбору, продолжая следовать полным ходом на помощь людям, терпящим бедствие.

 

  1. Организация национальной и региональной систем поиска и спасания.

Многие государства приняли обязательство круглосуточно осуществлять авиационную и морскую координацию и оказывать помощь по поиску и спасанию на своих территориях, в своем территориальном море и, где это возможно в открытом море. Государства создали национальные организации по поиску и спасанию или объединились с другими или несколькими другими государствами, для создания региональных организаций по поиску и спасанию и совместных действий на определенном участке океана или континента. Районы поиска и спасания-  район определенных размеров, привязанный к СКЦ или подцентру, в пределах которого обеспечивается помощь по поиску и спасанию. Всемирный план поиска и спасания Международной морской организации определяет морские районы поиска и спасания.

 

  1. Координация поиска и спасания. Система поиска и спасания имеет три главных уровня координации:

 

  1. Координаторы поиска и спасания.

Координаторы поиска и спасания являются руководителями поиска и спасания высшего уровня, они полностью отвечают за организацию, обеспечение штатом и оборудованием, управление системой поиска и спасания; организацию СКЦ и спасательных подцентров; предоставление или задействование средств поиска и спасания; координацию подготовки персонала по поиску и спасанию; разработку практики поиска и спасания.

 

  1. Координатор действий по поиску и спасанию. Каждая операция по поиску и спасанию должна проводиться под руководством координатора действий по поиску и спасанию. Координатор действий руководит операциями по поиску и спасанию до их завершения или до тех пор, пока не станет очевидной безрезультатность дальнейших попыток.

 

  1. Координатор на месте действия. В случае, если два или более судна поиска и спасания работают вместе, выполняя одну и ту же задачу на месте происшествия, может потребоваться одно лицо для координации действий всех участвующих лиц.
  2. Системы судовых сообщений. Некоторые государства установили систему судовых сообщений. Торговое судно может оказаться единственным средством находящимся поблизости от места бедствия воздушного или морского судна. Система судовых сообщений позволяет координатору действий по поиску и спасению быстро определять суда находящиеся поблизости от места бедствия, их координаты, скорость, курсы. Получить дополнительную информацию о судах, которая может представлять ценность(наличие доктора на борту и т.д.)

Капитаны судов призываются направлять регулярные сообщения властям, управляющим системой сообщений в целях поиска и спасания.

 

 

Занятие №2

Тема. Конвенции ИМО. Основные термины. Требования. Рекомендации.

План

  1. Международная морская организация ИМО

2.Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС 74). 3.Международная конвенция по поиску и спасанию на море. 1979г.

  1. Основные термины.

 

 

  1. 1. ИМО- международная морская организация. ИМО стала ответственной за издание различных международных конвенций и создание норм и стандартов, относящихся к охране человеческой жизни на море и охране морской среды от загрязнения. Безопасность мореплавания- важнейшая цель ИМО.

 

  1. 2. Конвенция СОЛАС принята 1 ноября 1974 года, вступила в силу 25 мая 1980 года, принята Украиной 25 мая 1980 года. Конвенция СОЛАС рассматривается в качестве самого важного из всех международных договоров, относящихся к безопасности торговых судов. Основная цель конвенции СОЛАС-определение минимальных стандартов по конструкции, оборудованию и плаванию судов, отвечающих по безопасности.

Структура конвенции:

Глава 1. Общие положения.

Глава 2-1. Конструкция.

Глава 2-2. Конструкция.

Глава 3. Спасательные средства и устройства.

Глава 4. Радиосвязь.

Глава 5. Безопасность мореплавания.

Глава 6. Перевозка грузов.

Глава 7. Перевозка опасных грузов.

Глава 8. Ядерные суда.

Глава 9. Управление безопасной эксплуатацией судов.

Глава 10. О мерах безопасности для высокоскоростных судов.

Глава 11. Специальные меры по повышению безопасности на море.

 

  1. 3. Международная конвенция по поиску и спасанию на море, 1979

Главная цель конвенции – улучшить сотрудничество между государствами и организациями, участвующих в операции по поиску и спасания на море.

О таком сотрудничестве говорит правило 5/15 СОЛАС, призывающее правительства принять все меры по организации наблюдения с берега и спасания людей, терпящих бедствие в море вблизи берега. В главе 5 определяется три аварийных стадии: а) «стадия неопределенности» – отсутствие оговоренной информации с судна в должные сроки; б) «стадия тревоги»- отсутствие связи с судном и информации после «стадии неопределенности»; в) «стадия бедствия»- получение информации об угрозе серьезной опасности судну или лицу, необходимости немедленной помощи или ситуация, когда после стадии тревоги все попытки установления связи с судном безуспешны и отсутствует информация о судне от всех возможных источников.

Всем участникам конвенции рекомендуется устанавливать системы судовых сообщений, которые обеспечат полную информацию о движении судов и дадут возможность сократить время между моментом потери связи с судном и началом поисково-спасательных операций. Это также может помочь в определении судна, способного оказать немедленную помощь, включая медицинскую

 

  1. 4. Основные термины

Цифровой избирательный вызов (ЦИВ), оборудование, использующая цифровые коды, которая позволяет радиостанции установить контакт и передать информацию другой станции или группе станций.

Оповещение о бедствии – оповещение любыми средствами о том, что существует ситуация бедствия и требуется помощь.

Морской аварийный радиобуй -указатель местоположения (АРБ) EPIRB.

ГМССБ– глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности- глобальная служба связи, основанная на автоматизированных системах, как спутниковых. Так и наземных, для оповещения о бедствии и распространении информации по безопасности на море для мореплавателей.

Система КОСПАС- САРСАТ – спутниковая система, предназначенная обнаруживать аварийные радиобуи передающие на частотах 121,5 МГц и 406 МГц.

ИНМАРСАТ– организация, которая эксплуатирует систему геостационарных спутников для всемирной мобильной службы связи и которая обеспечивает Глобальную морскую систему связи при бедствии и для обеспечения безопасности и другие системы связи на случай чрезвычайных обстоятельств.

Спасание– операция подбора терпящих бедствие лиц обеспечивает оказание им первой медицинской помощи или удовлетворение других потребностей и их доставку в безопасное место.

ПОИСК– операция, обычно координируемая СКЦ с использованием имеющегося в распоряжении персонала и средств для обнаружения терпящих бедствие людей.

СПАСАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР (СКЦ)- подразделение, ответственное за поддержание эффективной организации поисково-спасательных служб и за координацию выполнения поисково-спасательных операций в пределах  посково-спасательного района.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ПОИСКУ– сообщение, обычно составленное координатором действий, для передачи инструкций поисково-спасательным средствам организациям, участвующим в операциях по поиску и спасанию.

РАДИО ЛОКАЦИОННЫЙ ОТВЕТЧИК  ДЛЯ ПОИСКА И СПАСАНИЯ– ответчик спасательного плавсредства, который, будучи включенным, автоматически посылает сигнал, когда получает импульс от находящегося поблизости радиолокатора. Сигнал появляется на экране радиолокатора и, для целей поиска и спасания, дает пеленг и расстояние до ответчика от радиолокатора.

БЗС– береговая земная станция.

СЗС– Судовая земная станция.

NAVTEX- телеграфная система для передачи информации по безопасности на море, навигационных и метеорологических предупреждений и срочной информации на суда.

НАВАРЕА– один из 16 районов, на которые Международной морской организацией разделен мировой океан для распространения навигационной и метеорологической информации.

 

 

 

Занятие №3

Тема. Оказание помощи терпящему бедствие судну.

План

  1. Методы сообщения о бедствии.
  2. Немедленные действия.
  3. Подготовка на судне.
  4. План действий по поиску и сообщения.
  5. Оказание помощи поисково-спасательным воздушным судном.

 

  1. 1. Сигнал тревоги или сигнал бедствия с судна в море, передается используя оборудование ГМССБ, либо другими возможными средствами.

 

  1. 2. Следующие немедленные действия должны быть приняты любым судном, получившим сообщение о бедствии:

а.)  подтвердить полученное сообщение;

б.)  По возможности получить у судна, терпящего бедствие следующую информацию:

– координаты терпящего бедствие судна;

– позывные и название;

– количество людей на борту;

– характер бедствия или авария;

– вид требуемой помощи;

– число жертв, если имеются;

–  курс и скорость терпящего бедствия судна;

– тип судна и перевозимый груз;

в.)  Поддерживать непрерывную вахту, используя оборудование  ГМССБ.

г.)  Суда должны поддерживать связь с терпящим бедствие судном, одновременно оповещать систему поиска и спасания о ситуации. (СКЦ)

д.)  На терпящее бедствие судно должна быть передана следующая информация:

–  позывные и название своего судна;

– координаты своего судна;

– скорость своего судна и предполагаемое время прибытия ETA к бедствующему судну;

– истинный пеленг и дистанция от своего судна до терпящего бедствие судна.

е.) Следование в район бедствия:

– установить систему координации движения судов следующих в один и тот же район бедствия;

-поддерживать радиолокационную прокладку судов находящихся в поле зрения;

– установить моменты подходов к месту бедствия других оказывающих помощь судов;

– оценивать ситуацию бедствия, чтобы подготовиться к действию на месте.

 

  1. Судно, следующее для оказания помощи терпящему бедствие судну, должно приготовиться к возможному использованию оборудованию для спасания:

– спасательная шлюпка;

– спасательный плот;

– спасательные нагрудники;

– спасательные костюмы для экипажа;

– спасательные круги;

– переносные УКВ радиостанции, используемые на шлюпках;

– линеметательная установка;

– плавучие спасательные бросательные концы;

– искробезопасные отпорные крюки или кошки;

– топоры;

– спасательные корзины;

– спасательные носилки;

– лоцманские трапы;

– радиооборудование ГМССБ;

– противопожарное оборудование;

– переносные насосы

– бинокли

– фотокамеры;

– сигнальные лампы;

– прожекторы;

– ручные фонари;

– громкоговорители;

– пиротехнику;

– одеяла, медицинское оборудование и лекарства, одежду, еду.

Судовые спасательные шлюпки должны быть готовы для использования в качестве мест сбора спасаемых из воды.

 

  1. Обычно координатор действий составляет план действия, координатор на месте действия дополняют план, в зависимости от ситуации.

Сообщение о плане поисковых действий включает шесть частей:

а.) Обстановка ( краткое описание инцидента, координаты и время инцидента, число людей на борту, кол-во и тип спасательного оборудования, прогноз погоды на период действия, поисково-спасательные средства на месте действия.

б.) Районы поиска. (обозначение района, размер, координаты границ, координаты центра. радиус окружности)

в.) Требуемые действия.

г.) Связь.

д.) Сообщения.

е.) Схема поиска.

 

  1. Помощь воздушного судна во время операций по поиску и спасанию может включать сбрасывание спасательных плотов и снаряжение средству терпящему бедствие, спуск с вертолета подготовленных лиц или эвакуация спасаемых вертолетом.

Вертолет может использоваться для доставки снаряжения и спасания или для эвакуации людей. Радиус действия вертолета обычно меняется в пределах до 300 морских миль от базы, но может быть больше при дозаправке топливом в воздухе. Подъемная вместимость- от одного до 30 человек в зависимости от размера и типа вертолета.

Для эвакуации людей, к концу лебедочного троса может быть подсоединен спасательный строп, корзина, сетка, носилки или сиденье.

Опыт показал, что при подъеме человека, страдающего от переохлаждения, особенно после его нахождения в воде, должны использоваться спасательная корзина или носилки для подъема человека в горизонтальном положении, в то время как подъем в вертикальном положении может вызвать сильный шок или остановку сердца.

 

 

Занятие №4

Тема. Координация операций по поиску и спасанию на месте действия.

План

  1. Требование к координации.
  2. Координация береговыми властями.
  3. Координация на месте действия.
  4. Назначение координатора на месте действия.
  5. Обязанности координатора на месте действия.
  6. Связь на месте действия.
  7. Связь с СКЦ.

 

  1. 1. Когда происходит инцидент, требующий выполнения поиска и спасания, назначается координатор действий по поиску и спасанию. Он действует из СКЦ спасательно-координационного центра, и обеспечивает общую координацию. Координатор действий назначает координатора на месте действия. Первое судно, прибывшее на место происшествия должно принять на себя обязанности координатора на месте действия, до тех пор пока координатор на месте действия не будет назначен из СКЦ.

 

  1. 2. Операциями по поиску и спасанию обычно руководит специально подготовленный и оснащенный береговой персонал. Эта задача обычно выполняется персоналом СКЦ, соответствующих поисково-спасательных районов.

Береговые средства связи включают:

-наземные станции

-береговые радиостанции

-подразделения службы управления движением в воздухе.

 

  1. 3. На координацию на месте действия происшествия влияют тип участвующих в действиях средств и регион, где произошел инцидент. В число средств могут входить: гражданские воздушные и морские суда, военные и другие средства, способные выполнять поиск и спасание.

 

  1. 4. Когда два или более поисково-спасательных средства проводят операции вместе, координатор действий должен назначить координатора на месте действия, если это невыполнимо, участвующие средства должны назначить координатора на месте действия по взаимному согласию. Это должно быть сделано заранее, и предпочтительно до прибытия в район поиска.

 

  1. 5. Обязанности координатора на месте действия:

5.1 . Координировать действия всех  поисково-спасательных средств на месте действия.

5.2 . Получать план поисковых действий или план спасания от координатора действий или планировать поисковые или спасательные операции, если план не был получен.

5.3.  Координировать связь на месте действия.

5.4. Следить за выполнением действий другими участвующими средствами.

5.5.  Обеспечивать безопасное выполнение операций.

5.6.  Периодически передавать сообщения об обстановке координатору действий.

Сообщение  должно включать: состояние погоды и моря; результаты поиска на данный день; любые предпринимаемые действия.

5.7. Вести подробную запись операции.

5.8. Сообщать координатору действий количество и имена спасенных.

5.9. Запрашивать при необходимости дополнительную помощь.

 

  1. Координатор на месте действия должен обеспечивать поддержание надежной связи на месте происшествия. Обычно координатор действий выбирает выделенные для поиска и спасания частоты, информирует координатора на месте действия. Координатор на месте должен поддерживать связь со всеми поисково-спасательными средствами и координатором действий. Для связи на месте происшествия должны быть выделены основная и запасная частоты.

 

  1. Связь координатора на месте действия со спасательно-координационным центром должна поддерживаться постоянно. Должны быть доклады об обстановке о ходе выполнения операций по поиску и спасанию и о предпринятых действиях с момента последнего сообщения, включая результаты этих действий. Для связи используется система ГМССБ.

 

Занятие №5

Тема: Планирование и проведение поиска и спасания.

План

  1. Общие положения
  2. Планирование поиска.
  3. Схема поиска. Поиск по расширенным квадратам, поиск по секторам, поиск параллельными галсами.
  4. Инструкции для маневрирования.
  5. Радиоаппаратура спасательных средств, для чрезвычайных обстоятельств.
  6. Завершение поиска.

 

 

  1. 1. Для эффективного поиска надводными и авиационными средствами должны быть заранее спланированы схема поиска и процедуры, чтобы морские и воздушные уда могли взаимодействовать в скоординированных операциях с минимальным риском и потерей времени. Установить стандартные схемы поиска с учетом меняющихся обстоятельств.

 

  1. 2. Необходимо установить исходную точку или географическую точку или географическую привязку для района, в котором будет производиться поиск. Должны быть учтены следующие факторы:

2.1. сообщенные координаты и время поисково-спасательного инцидента;

2.2   любая дополнительная информация, такая как радиопеленги или результаты наблюдений;

2.3   промежуток времени между инцидентом и прибытием поисково-спасательных средств;

2.4   предполагаемое перемещение терпящего бедствие судна или спасательного судна в зависимости от дрейфа.

 

  1. Поиск по расширенным квадратам. Этот способ наиболее эффективен, когда местоположение объекта поиска известно и находится в сравнительно небольших пределах. Точкой начала, является исходная точка. Часто подходит для судов или небольших шлюпок для использования при поиске людей в воде или других объектов поиска при небольшом ветровом сносе или при его отсутствии. Требуется точное судовождение, первый галс обычно направлен против ветра.

Галс- курс (движение)  судна относительно ветра. Если ветер дует в правый борт, то говорят что судно идет правым галсом, если в левый борт, то левым галсом.

 

Поиск по секторам: наиболее эффективен, когда местоположение объекта поиска точно известно, и район поиска небольшой. Используется для обследования кругового района с центром в исходной точке. Радиус схемы поиска для судов обычно составляет от 2 до 5  морских миль, каждый поворот на 120 градусов, обычно выполняется вправо.

 

Поиск параллельными галсами.

Точкой начала поиска является один из углов подрайона, в половине расстояния между галсами от каждой из двух сторон угла подрайона, в половине расстояния между галсами от каждой из двух сторон угла внутри прямоугольника. Поисковые галсы параллельны друг другу и длинным сторонам подрайона.

 

  1. 4. Международные правила для предупреждения столкновения судов в море, применяются при выполнении поисков. Капитан любого судна, принимающего участие в поиске, должен выполнять все полученные указания и уделять должное внимание безопасности судна и экипажа.

 

  1. Суда, подписавшие конвенцию СОЛАС должны иметь на борту: : 2РЛО, 3 переносных УКВ радиостанции для спасательных средств, аппаратура ЦИВ ПВ, КВ, УКВ режиме, АРБ, ИНМАРСАТ «С»,

 

  1. 6. Координатор на месте действия должен продолжать поиск до тех пор, пока остается любая обоснованная надежда на спасение оставшихся в живых.

Как только терпящие бедствие судно и оставшиеся в живых обнаружены координатор на месте действия должен информировать координатора действий о завершении поиска и сообщить следующие подробности: название и пункты назначения судов со спасенными, идентификации и число спасенных на каждом судне; физическое состояние спасенных; требуется ли медицинская помощь; состояние потерпевшего бедствие средства и представляет ли оно опасность для судоходства.

 

Занятие № 6

Тема. Чрезвычайные ситуации на борту судна в море.

План

  1. Сигналы бедствия.
  2. Общие рекомендации.
  3. Пожар на судне.
  4. Посадка на грунт.
  5. Повреждения корпуса.
  6. Оставления судна.
  7. Медицинские чрезвычайные происшествия.
  8. Пираты или вооруженные грабители.

 

 

  1. 1. Морскими судами используются три произносимых сигнала, о чрезвычайных ситуациях:

Сигнал бедствия. MAYDAY  (произносится МЭДЭ) используется для указания на то, что судно находится в состоянии угрозы непосредственной  опасности и требует немедленной помощи.

Сигнал срочности.. PAN-PAN (ПРОИЗНОСИТСЯ  (ПАН-ПАН) используется когда безопасность судна находится под угрозой. Сигнал срочности должен использоваться когда существует опасная ситуация, которая, в конечном счете, может вызвать необходимость привлечения помощи.

Сигнал безопасностиSECURITE (произносится СЕКЮРИТЕ) используется для сообщений, касающихся безопасности судовождения или передающих важные метеорологические предупреждения.

 

  1. Капитаны судов не должны медлить с оповещением системы поиска и спасания если ситуация развивается или может привести к необходимости привлечения помощи. Это позволит системе поиска и спасания выполнить предварительное планирование на случай непредвиденных обстоятельств.

 

  1. 3. Пожар на судне

-объявить пожарную тревогу;

– сообщить о месте пожара;

– определить соответствующее средство пожаротушения;

– определить как предотвратить распространение огня;

-определить требуемое количество людей и мероприятия по борьбе  пожаром;

-установить надежную связь между мостиком и местом пожара;

-начать действовать по тушению пожара;

-продолжать, пока пожар не будет потушен;

-если требуется помощь, передать сигнал бедствия и сообщение.

 

  1. Посадка на грунт

-проверить наличие повреждений корпуса;

-если требуется помощь то передать сигналы срочности PAN-PAN-PAN

-определить, перемещает ли ветер и волна судно на мель еще больше;

-уменьшить осадку судна;

-работать машинами назад, чтобы получит смещение;

Если снятие с мели невозможно до прихода помощи или до изменения прилива, свести к минимуму повреждения корпуса и поступление воды.

 

  1. 5. Повреждения корпуса.

-определить место поступления воды;

-отключить электропитание, проходящее через участок повреждения;

-подкрепить переборки для предотвращения распространения воды;

-приготовить к использованию осушительный насос;

-при необходимости покинуть судно-это крайняя мера;

 

  1. 6. Оставление судна

-оставлять судно только в крайнем случае;

-передать сигнал бедствия и сообщения;

-надеть спасательные нагрудники и соответствующую одежду;

-при температуре воды ниже 16 град, надеть гидрокостюмы;

-объявить шлюпочную тревогу и приготовить спасательные шлюпки или плоты к спуску;

-посадить экипаж в шлюпки и спустить на воду;

-держать как можно дольше шлюпки или плоты закрепленными на фалинях к судну;

 

  1. 7. Медицинские чрезвычайные происшествия.

-оценить состояние пострадавшего для оказания первой помощи;

-оказать помощь наилучшим образом, используя судовые средства и лекарства;

-если необходима медицинская эвакуация, то оповестит соответствующие власти;

– MEDICO- (медицинская консультация)- это обмен медицинской информацией и рекомендациями по лечению больных или раненых в случаях, когда лечение не может быть оказано непосредственно медицинским персоналом судна.

-приготовить пациента к эвакуации;

-собрать соответствующие документы

 

  1. 8. Пираты и вооруженные грабители.

Существует специальный сигнал для использования судном, подвергшимся угрозе атаки пиратов или вооруженных грабителей.

Существует две различные ситуации при нападении пиратов или вооруженных грабителей: А)Пираты обнаружены экипажем до того как они поднялись на борт судна. Б) пираты поднялись на борт незамеченными, взяли заложников и угрожают насилием или смертью экипажу судна.

Действия экипажа: А) следует немедленно установить связь с судами, находящимися в пределах видимости,  и береговыми властями, послав сообщение «нападение пиратов» через ИНМАРСАТ или по доступному ЦИВ, или на другой частоте бедствия или безопасности. Б) Судно должно выполнять любые приказы пиратов, не делать передач любого вида, информирующих береговые власти о нападении. У пиратов может быть аппаратура, способная выявлять радиосигналы. Рекомендуемый для этого является сигнал тревоги, автоматически подаваемый через спутник, чтобы не быть обнаруженный пиратами. Сигнал тревоги должен быть передан через ИНМАРСАТ, вместе с текущими координатами судна. Передача этого сообщения должна включаться с помощью скрытой кнопки, расположенной, в трех разных местах: рулевая рубка, каюта капитана, машинное отделение.

 

Занятие №7

Тема. Организация спасательной службы.

План

  1. Приятие решения об оставлении судна.
  2. Действия экипажа по шлюпочной тревоге.
  3. Оказание помощи человеку за бортом.
  4. Тактика спасания человека из воды.
  5. Спасение людей с гибнущего судна.
  6. Высадка на берег, используя спасательную шлюпку.
  7. Выживание в море в случае оставления судна.

 

  1. Решение об оставлении судна и объявлении тревоги оставления судна может принять только капитан в реально сложившейся обстановке. Основанием могут быть следующие обстоятельства: невозможность организовать борьбу за живучесть судна вследствие тяжелых аварийных повреждений; неэффективность принятых мер по борьбе за живучесть с нарастанием угрозы гибели людей и судна.

Принимая решение капитан должен решить две задачи: спасти находящихся на судне людей и спасти имущество (груз и судно).

К основным факторам, которые следует учитывать перед принятием решения:

Число людей, подлежащих эвакуации, – на пассажирских судах до нескольких тысяч;

Высота борта и состояние судна (наличие крена, дифферента), создающие сложность спуска спасательных средств на воду и посадки в них людей;  запас времени на проведение операций по эвакуации людей- возможность опрокидывания или затопления при значительных поступлениях воды; скорость разрастания пожара, перекрывающего пути эвакуации; уровень обученности экипажа и особенно пассажиров.

 

  1. 2. На судне должны систематически проводиться тренировочные занятия и учебные тревоги. по оставлению судна(шлюпочная тревога). По шлюпочной тревоге каждый член экипажа должен уметь четко выполнять не только свои обязанности предусмотренные расписанием по тревогам. Услышав сигнал тревоги, каждый должен понимать, что принятые меры по обеспечению живучести исчерпаны, и дальнейшее пребывание людей на борту судна угрожает жизни.

Операция по оставлению судна может быть проведена успешно, без травмирования и гибели людей при соблюдении следующих условий::готовность всех спасательных средств к немедленному использованию до выхода судна в рейс и в любой момент рейса;

наличие в проходах жилых помещений и в выгородках трапов четких, хорошо видимых указателей путей выхода на шлюпочную палубу; четких действий администрации судна по предотвращению паники среди экипажа и пассажиров; организацию посадки членов экипажа и пассажиров в спасательные средства тепло одетыми и с надежно закрепленными индивидуальными спасательными средствами; постоянной укомплектованности спасательных шлюпок продовольствием и питьевой водой, теплыми одеялами, переносными радиостанциями и другим снабжением; организованной посадке членов экипажа и пассажиров в шлюпки до их спуска на воду, что исключает прыжки людей за борт в воду.

 

  1. Каждый заметивший человека за бортом, должен сбросить ему спасательный круг и, продолжая наблюдение, указывать на него рукой. Вахтенный штурман, получив сообщение «человек за бортом», должен сбросить спасательный круг со светодымящим буйком; объявить тревогу и номер шлюпки, которую надо готовить к спуску; включить РЛС, выставить наблюдателя с биноклем, поднять флаг «О» (Оскар) и доложить капитану.

Капитан руководит всеми спасательными операциями и обязан принять все меры к спасению человека, обнаруженного в море; он может покинуть район поисков, только полностью убедившись в том, что поиски безрезультатны. СПКМ руководит спуском шлюпки и возглавляет группу спасения из 6-8 членов экипажа и судового  врача. В темное время суток подход шлюпки к терпящему бедствие корректируется трехцветным фонарем: белые проблески- шлюпка идет верным курсом; зеленые- держать правее, красные- держать левее. Спасательная шлюпка следует к терпящему бедствие без кормового флага; после того, как человек подобран из воды, на шлюпке поднимают кормовой флаг, затем флаг «О» на судне спускается.

 

  1. 4. Обнаруженного в воде человека можно спасти (вытащить из воды) различными способами: спасательным кругом с прикрепленным к нему линем- при нахождении человека не далеко от борта судна при условии, что он уверенно держится на воде и может доплыть и ухватиться за круг или линь самостоятельно;

Прыжком спасающего за борт- если обнаруженный в воде человек находится без сознания, и задержка времени, связанная со спуском шлюпки, может спать для него роковой; спасатель берет с собой спасательный круг с линем и может быть одет в защитный костюм; со спасательной шлюпки- применяется в большинстве случаев, так как позволяет подойти к человеку, находящемуся на большом расстоянии от судна, и обеспечивает оказание быстрой первой помощи спасенному, так как в группе спасателей обязательно находится врач. Если пострадавший находится без сознания, необходимо подвести шлюпку к пострадавшему с наветренной стороны; схватить его за одежду и вытащить. Или обернуть вокруг спасаемого кусок парусины или сетки и поднять его на борт шлюпки в горизонтальном положении, или применить специальную спасательную сеть

 

  1. 5. В зависимости от района бедствия и состояния погоды могут применяться различные способы спасения людей с гибнущего судна:

– при возможности подхода судна-спасателя к аварийному судну производится пересадка людей; если по погодным условиям или вследствие характера аварии (пожар, разлив горящей нефти, сильный крен или дифферент) подойти вплотную к аварийному судну невозможно, то пересадка людей производится при помощи промежуточных транспортных средств- шлюпок, катеров, плотов и вертолетов;

– подъем людей из воды при помощи специальных приспособлений, при помощи леерного сообщения.

-судно-спасатель должно подходить к гибнущему судну или к людям, находящимся в воде, с наветренного борта, прикрывая одновременно спускаемую шлюпку. После отхода шлюпки от борта судно спасатель уходит на другую позицию, обеспечивая шлюпке, принявшей спасенных, возвращение по ветру.

-при невозможности спустить шлюпку на воду используют надувной плот на лине. Спущенный с подветренного борта, плот благодаря своей парусности быстро дрейфует к месту аварии, а после посадки в него людей его подтягивают за линь к судну спасателю.

– с помощью линеметальный установки можно подтянуть к судну спасателю плот аварийного судна. Вертолеты служат эффективным средством спасания, на них имеются специальные приспособления для подъема людей: спасательные кресла, сетки, носилки, ремни, хомуты. Применение вертолета возможно только на определенном расстоянии от берега и ограничено погодными условиями.

 

  1. При высадке потерпевших кораблекрушение на берег их поджидают опасности, которые могут привести к опрокидыванию шлюпки и гибели людей в непосредственной близости от берега:

-прибойные волны обрушиваются на берег двумя эшелонами, идущими параллельно береговой черте. Наибольшую опасность представляет первый эшелон, волны которого обладают огромным количеством энергии, высвобождающейся при выходе волн на мелководье. Волна возвышается, закручивается и обрушивает гребень. Шлюпка, попавшая на гребень волны, теряет управление и разворачивается лагом к волне, что приводит к ее опрокидыванию и удару о дно береговой отмели. Второй эшелон прибойных волн менее опасен, так как не несет только остаточную энергию;

– при подходе шлюпки к берегу нельзя форсировать зону прибойных волн, следует искать закрытую бухту или участок берега, где сила прибойных волн гасится.

При высадке на берег на плотах можно более успешно форсировать прибойную зону, но при этом все люди должны сойти с плота в воду и крепко держаться за спасательные леера плота. Плот, имеющий малую массу, под основание волны придонным течением не увлекается. Придонное течении является смертельно опасным. После обрушивания гребня волны течение затаскивает пловца под основание новой волны. Чтобы избежать этого, при набегании новой волны нужно пронырнуть ниже е гребня.

 

  1. Выживание в море в случае оставления судна. Как выжить в море, находясь в спасательном средстве (шлюпка, плот).

На спасательном плоту.
·  Если в pезультате катастpофы Вы оказались на спасательном плоту или в лодке на большом удалении от беpега, настpаивайтесь на месяц плавания.

В аварийном комплекте, помимо всего прочего, должны быть :
·  несколько ножей;

Вызов помощи.
·  На современных больших судах вдали от берега наблюдение за окружающей обстановкой ведется плохо, тем более если включен “автопилот”. При встрече с судном спасательный плот скорее всего не будет замечен, даже если подавать сигналы. учитывайте: самый заметный цвет днем – оpанжевый, ночью – белый.

О близости суши можно узнать по следующим признакам:
·  изменение конфигурации волн;

Задание на дом: (2) стр.4-6, конспект

 

 

Занятие 8

Тема. Классификация спасательных средств.

План.

  1. Спасательные средства.
  2. Коллективные спасательные средства (спасательные шлюпки, спасательные плоты)
  3. Индивидуальные спасательные средства.
  4. Демонстрация компетентности..
  5. 1. Спасательные средства– это устройства, способные обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Все спасательные средства делятся на два основных вида: коллективного использования и индивидуальные. Помимо этого существует еще один вид спасательных средств, не относящихся к вышеуказанной классификации, линеметательные установки. Требования, предъявляемые к спасательным средствам, а также нормативы снабжения ими судов регламентируются Конвенцией СОЛАС-74 и правилами Регистра.

 

  1. Коллективные спасательные средства- служат для спасения и защиты от морской стихии пассажиров и экипажа, имеют запасы для жизнеобеспечения людей. к ним относятся спасательные и дежурные шлюпки, спасательные плоты..

 

Спасательные шлюпки. Изготавливаются из металла (сталь или алюминиевые сплавы) или стеклопластика. Дерево для изготовления спасательных шлюпок не применяется. Спасательная шлюпка непотопляема за счет наличия воздушных ящиков под сиденьями вдоль бортов. Поэтому в перевернутом, затопленном состоянии она остается на плаву. Современные суда оснащены только закрытыми шлюпками. Каждая полностью закрытая спасательная шлюпка должна быть оборудована жестким водонепроницаемым закрытием, полностью закрывающим спасательную шлюпку. На обоих бортах спасательная шлюпка должна иметь прозрачные панели, пропускающие внутрь спасательной шлюпки достаточное количество дневного света при закрытых люках, с тем, чтобы исключить необходимость искусственного освещения.

Дежурные шлюпки являются специальным спасательным средством, которое должно находиться на судне в постоянной готовности для немедленного использования и предназначено для спасения упавших в воду людей, людей с аварийного судна, а также для сбора и буксировки спасательных плотов в условиях аварийного случая. Подготовка и спуск дежурной шлюпки должны быть произведены в течении не более 5 минут.

Дежурные шлюпки могут быть жесткими, надувными и комбинированными. Они должны быть оборудованы стационарным или подвесным мотором.  Подвесной мотор может быть бензиновым, в любом случае должна быть обеспечена скорость 6 узлов, в течении 4 ч. В дежурную шлюпку должны помещаться 5 человек сидя и один лежа. В качестве дежурной может использоваться спасательная шлюпка., если она отвечает всем требованиям.

Спасательные плоты очень эффективное спасательное средство, а на малых судах – основное.  Вместимость надувных плотов находится в пределах 6-25 человек. ПСН-6, ПСН-10, ПСН-12, шести, десятиместные. По способу спуска они бывают сбрасываемые и спускаемые. Конструкция спасательного плота должна быть такой, чтобы он не повреждался при сбрасывании с высоты 18м и выдерживал нахождение на плаву в течении 30 суток при любых  морских условиях. Спасательный плот должен выдерживать многократные прыжки на него с высоты 4,5 м, с поднятым тентом, так и без него. Его можно буксировать со скоростью 3 узл на тихой воде с полным комплектом людей. Плот должен иметь тент для защиты людей от воздействия внешней среды, который устанавливается автоматически при спуске плота в воду. Плот внутри разделен на отсеки, которые надуваются через отдельные клапаны. При повреждении половины отсеков плот должен выдерживать на плаву всех допускаемых к размещению людей. Спасательные плоты крепятся к корпусу судна при помощи разобщающего устройства, которое приводиться в действие нажатием на педаль, либо, когда судно уйдет под воду, на глубине 4м срабатывает гидростат и освобождает плот от крепления. Плот, имея положительную плавучесть, всплывает и надувается автоматически.

Снабжение спасательного плота: плавучий якорь, бросательный конец с плавучим кольцом, мешок с аварийными пробками, полиэтиленовый пакет с таблицей спасательных сигналов и инструкцией по сохранению жизни на спасательном плоту; черпак губка для удаления воды; кармашек с плавающим ножом; мешок со складными веслами и вторым плавучим якорем; крест из световозвращающего материала. Сброшенный в воду или всплывающий надувной спасательный плот типа ПСН, натягивает пусковой линь, который постоянно прикреплен к конструкциям судна, и открывает клапан баллона с углекислотой, емкость камер плота заполняется углекислым газом, плот освобождается от контейнера и приобретает свою форму.  Чтобы привести в действие пусковое устройство плота, необходимо выбрать слабину пускового линя и резко его дернуть. Плот начинает наполняться газом, разрывные болты бандажей разомкнуться, контейнер раскроется и отпадет. Через 20-25 секунд плот наполниться газом и будет готов к приему людей.

 

  1. 3. Индивидуальные спасательные средства предназначены для спасения одного человека, попавшего в воду. К ним относятся спасательные круги, спасательные нагрудники, спасательные жилеты, гидротермокостюмы, теплозащитные средства.

Спасательные круги должны отвечать определенным требованиям наружный диаметр не более 800 мм, а внутренний не менее 400мм, иметь массу не менее 2,5кг, выдерживать сбрасывание на воду с высоты 30м. Спасательный круг должен иметь спасательный леер и спасательный линь длиной около 30м., а на каждой стороне четырех световозвращающих полос.

Спасательные нагрудники  должны быть для каждого находящего на борту человека. Все спасательные нагрудники  должны обеспечивать всплытие лицом вверх упавшего в воду человека, потерявшего сознание, и поддержание его таким образом, чтобы рот находился на высоте. 12см, а тело было наклонено от вертикали под углом от 20 до 50грд. Также должен обеспечиваться поворот тела человека в бессознательном состоянии из положения лицом вниз за 5с. Спасательный нагрудник  должен обеспечивать возможность удобно одеть его не дольше 1 минуты.

Гидротермокостюм защитный костюм из водонепроницаемого материала, предназначенный для предохранения организма человека от переохлаждения в холодной воде. Он должен закрывать все тело человека, кроме лица. Должен обеспечивать защиту от холода так. Чтобы внутренняя температура человека не снизилась более чем на 2грд после пребывания в циркулирующей воде с температурой 0-2 грд в течение 6ч. Недолжен повреждаться при прыжках с высоты 4,5м, обеспечивать возможность действий по спуску спасательной шлюпки, возможность лезть по вертикальной лестнице до 5 метров высотой. Снабжается огнем поиска, сигнальным свистком, спасательным поясом и карабином и световозвращающими полосами. Для каждого члена команды дежурной шлюпки должен быть предусмотрен гидротермокостюм.

 Теплозащитное средство это мешок или костюм из водонепроницаемого материала с низкой теплопроводностью. Оно должно закрывать все тело человека с надетым  спасательным жилетом, за исключением лица в пределах температуры воздуха

от +20 до -30 грд. Предназначено для обогрева людей в спасательном средстве, а также после поднятия человека из воды для транспортировки к месту оказания медпомощи.

Линеметательное устройство служит для подачи тонкого проводника с судна на судно или с судна на берег для подачи буксира при устройстве канатной дороги и в других аварийных случаях. В комплект входит пистолет, четыре ракеты т четыре линя длиной. Позволяющей обеспечить дальность метания 230м.

Демонстрация компетенции:

Одеть спасательный нагрудник, жилет:

-одеть жилет, карманами, лампочкой вперед. Обтянуть и завязать спереди тесемку. Проверить наличие свистка и подключение к батарейке лампочки. Норматив одевания 1 минута.

Одеть гидрокостюм:

-Одеть теплую одежду и носки, если гидрокостюм не утепленный.

-расстегнуть змейку;

-одеть штаны до подошвы;

-одеть рукава и наголовники;

-опробовать клапаны  для спуска избытка воздуха;

-застегнуть змейку;

-одеть перчатки, завязав рукава у запястья;

-одеть спасательный жилет, если гидрокостюм не обладает плавучестью.

-норматив одевания гидротермокостюма 2 минуты

Для выполнения прыжка в воду с высоты необходимо: одеть спасательный жилет, нагрудник; осмотреть место приводнения, глубоко вдохнуть и прыгать ногами вперед; оттолкнуться от борта ногами вперед, лицом к морю; в полете согнуть ноги в коленях, прижать к груди спасательный жилет руками, чтобы исключить травмы при рывке от удара о воду, голову держать прямо, чтобы не удариться лицом о воду.

 

Занятие № 9

Тема. Основные принципы, касающиеся выживания.

План

  1. Значение и подготовка учений.
  2. Действия, предпринимаемые при оставлении судна.
  3. Основные опасности при спасении.
  4. Действия предпринимаемые при нахождении в воде.
  5. Действия, предпринимаемые на спасательных шлюпках и плотах.

 

  1. Конвенция СОЛАС-74 требует проводить учения оставлению судна и по борьбе с пожаром, не реже одного раза в месяц. Контроль за готовностью экипажа к спасению должен осуществляться службой капитана порта, соответствующими службами судовладельца. Проверка также может быть проведена соответствующими службами в иностранном порту на основании международных соглашений.

 

  1. 2. Спасение экипажа должно происходить спокойно четко, без паники, с хорошими знаниями экипажа своих обязанностей по тревогам.. Посадка в спасательные средства должна происходить организованно. При этом в первую очередь нужно спасать женщин, раненых, детей, стариков. При посадке в спасательное средство, каждый член экипажа согласно расписания по тревогам берет необходимое снабжение.  Капитан судна в любом случае покидает судно последним.

 

  1. 3. Основные опасности при спасении:

-паника;

-незнание устройства спасательных средств и методов спуска их на воду;

– неумение пользоваться индивидуальными спасательными средствами (жилеты, спасательные круги, гидрокостюмы)

-незнание приема прыжка в воду с высоты;

-гипотермия(переохлаждение) при нахождении в воде.

-перегрев тела (солнечный удар) при нахождении в спасательном средстве

-жажда, голод наличие акул

 

  1. 4. Находясь в воде, нельзя активно двигаться, кричать, размахивать руками. Всякие движения увеличивают отдачу тепла из тела человека, уменьшают шансы на выживание. Необходимо сохранять спокойствие и, в случае нахождения в воде более одного человека, прижаться друг к другу, образовав кольцо, сохраняя неподвижность. Появление озноба, болей в конечностях не рекомендуется уменьшать интенсивным движением. Неподвижность в воде может сохранить тепло в теле и тем самым увеличить срок выживаемости в два раза.
  2. 5. Ответственная обязанность поддержания в коллективе обстановки доброжелательности, сотрудничества в вопросе спасения жизней принадлежит командиру спасательного средства.

Обязанности командира:

– обеспечить порядок и дисциплину, не допуская анархии;

– советоваться, но принимать решение самостоятельно;

– организовывать несение вахты и занятость каждого;

– вести журнал с записями всех важных аспектов деятельности;

– проявлять заботу о каждом с учетом возможностей;

– быть компетентным в вопросах выживания  на море;

– в случае смерти обеспечить законность всех процедур;

– своим поведением внушать людям уверенность и надежду;

В течении первых двух суток следует ограничивать потребление воды и пищи. Организовать пополнение запасов пресной воды. Большое значение имеет доброжелательность и спокойствие. Особого внимания требуют раненые, женщины, дети, пожилые люди. Борьба за жизнь человека длится до появления признаков физиологической смерти.

Основные опасности, угрожающие терпящим бедствие:

Жажда- естественная реакция организма на нехватку жидкости.

Голод- ослабляет организм, снижает его устойчивость к таким стрессорам, как боль, воздействие холода и др.

Переутомление– состояние организма, наступающее после длительного (а иногда кратковременного сильного) физического и психического напряжения. Переутомление притупляет волю человека. делая его уступчивым к собственным слабостям.

Одиночество- будучи изолированным от своего социального окружения силой обстоятельств, человек испытывает психический дискомфорт, если это явление временное, и сильный стресс в состоянии неопределенности. Только очень сильные духом люди могут справиться с этим стрессором. Одиночество порождает уныние, страх, подрывает веру в спасение. Оно является предпосылкой деформации личности, так как под влиянием субъективных оценок возникает искаженное восприятие действительности.

Холод– снижает физическую активность и работоспособность, оказывая тормозящее действие на психику человека. Цепенеют не только мышцы, но и мозг, воля, без которой любая борьба обречена на поражение.

Жара- не менее вредоносный стрессор, чем холод. При повышении температуры тела на 2 С отмечается нарушения сердечно-сосудистой деятельности и заметное снижение ботоспособности. Повышение же ее на 4-5 несовместимо с жизнедеятельностью организма.

Опасность со стороны животных, рыб и птиц. К опасным морским животным относятся: белый медведь, касатка, морж, некоторые виды медуз, морские змеи, некоторые моллюски, некоторые рыбы и птицы.

 

Занятие 10

Тема. Борьба экипажа с водой

План

  1. Аварийное имущество.
  2. Постановка мягких и жестких пластырей.
  3. Действия экипажа по тревоге «Борьба с водой»

 

  1. 1. Все суда, должны иметь аварийное снабжение в соответствии с требованиями Морского Регистра. Аварийное снабжение размещается на аварийных постах, которое должны располагаться выше палубы переборок в разных аварийных зонах. Все предметы, входящие в комплект аварийного имущества, маркируют синим цветом. В комплект аварийного имущества входят: пластыри разных типов, аварийный инвентарь(аварийный упор, аварийная струбцина, крючковые болты), аварийные материалы(доски сосновые- для изготовления щитов и пластырей; брусья основные- для подкрепления палуб, переборок и прижатия щитов; клинья сосновые и березовые- для заделки небольших трещин, щелей и расклинивания упоров и щитов; пробки сосновые разных диаметров для заделки отверстий и иллюминаторов; песок, цемент и отвердитель цемента – для установки цементных ящиков; войлок грубошерстный, пакля смоляная, парусина, резина- для уплотнения щитов и пластырей; скобы строительные, болты с гайкой разных размеров, гвозди; сурик и жир технический) аварийный инструмент.

 

  1. 2. Пластыри классифицируются на мягкие, жесткие.

К  мягким пластырям относят: пластырь кольчужный, пластырь облегченный, пластырь шпигованный. На суда поставляются также парусиновые пластыри для учебных целей и для заделки небольших пробоин. Кольчужный пластырь состоит из сетки кольчуги, изготовленной из оцинкованного металлического каната с квадратными ячейками. Сетка-кольчуга окантована стальным канатом. На основу каждой стороны нанесены по два слоя водоупорной парусины, прошитой насквозь по всему пластырю. Облегченный пластырь состоит из двух слоев водоупорной парусины и прокладки из грубошерстного войлока между ними. По всей плоскости пластыря сделаны диагональные сквозные прошивки (квадратики) на расстоянии 200 мм друг от друга. Учебный пластырь имеется на судах для тренировки, он имеет только два слоя водоупорной прошитой парусины.

Деревянный жесткий пластырь состоит из двух деревянных щитов с взаимно перпендикулярным расположением досок, между которыми проложен слой парусины.

Подкильные концы– изготавливаются из стальных тросов  Подкильные концы присоединяются к нижним углам пластыря, проходят под днищем судна и выходят на палубу противоположного борта, имеют на концах коуши.

Шкоты- изготавливаются из растительного троса для всех пластырей, кроме кольчужного, для которого шкоты изготавливаются из стального троса. В оба конца шкота вплеснены коуши. Присоединяются подкильные концы и шкоты к пластырю при помощи такелажных скоб.

Оттяжки. Изготавливаются из растительного, а также из гибкого стального троса. На концах оттяжек должны быть коуши для присоединения скобами к боковым шкатортинам пластыря. Длина каждой оттяжки берется равной двойной длине шкота, но не менее половины длины судна. Оттяжки предназначены для растяжки и наводки на пробоину кольчужных и облегченных пластырей.

Контрольный штерн из растительного линя закладывается в средний коуш ликтроса при помощи быстроразъемного соединения (гак- храпца) и по длине своей равен длине шкота. Контрольный штерн разбивается через каждые 0,5 м от центра пластыря и маркируется подобно лотлиню. У кольчужных пластырей в качестве контрольного штерна используется средний шкот с указанной маркировкой.

Канифакс-блоки. Изготавливаются с вертлюжными захватами для крепления на палубе, исключающими возможность самопроизвольного выкладывания.

Заводка пластыря

Во время заводки пластыря, судно не должно иметь хода.

Подкильные концы всегда, за исключением случая, когда судно стоит на якоре, заводятся с носа. Для этого их опускают в воду средней частью с носа судна, чтобы получившаяся петля несколько превышала осадку судна. Вокруг надстроек подкильные концы проводятся вдоль бортов к пробоине и располагаются по обеим сторонам от нее. При стоянке судна на якоре подкильные концы заводятся с кормы. В этом случае, чтобы уменьшить вероятность попадания подкильных концов на винт, рекомендуется закрепить в их средней части два груза (например большие такелажные скобы) на расстоянии друг от друга, несколько превышающем ширину судна. Одновременно с заводкой подкильных концов к месту пробоины подносится пластырь со всем его снаряжением. Подкильные концы с помощью скоб присоединяются к коушам в нижних углах пластыря. Пластырь разворачивают и постепенно спускают за борт, присоединив предварительно к его верхним углам шкоты, если они хранились отдельно. По мере опускания пластыря обтягивают с противоположного борта подкильные концы. Когда контрольный шкот покажет, что пластырь спущен на пробоину, закрепляют шкоты и обтягивают в тугую подкильные концы, плотно прижимая, таким образом, пластырь к борту судна. Обтяжка подкильных концов производится либо при помощи хват-талей, входящих в комплект пластыря, либо путем проводки подкильных концов через канифас-блоки на барабаны лебедок.

 

  1. 3. Расписание по борьбе с водой.

Для обеспечения борьбы за спасение судна, людей и груза при поступлении воды на судне,  составляется старпомом и утверждается капитаном расписание тревоги по борьбе с водой. По тревоге «Борьба с водой» подается сигнал общесудовая тревога сем коротких и один продолжительный,  затем для экипажа по судовой трансляционной сети голосом борьба с водой. Обязанности каждого члена экипажа по всем видам тревог вписываются каютную карточку, которая закрепляется над койкой  владельца. Аварийная партия действует согласно расписания по тревогам

 

Мероприятия по спасению судна:

  1. Отыскание места пробоины
  2. Подготовка пластыря.
  3. Наблюдение за распространением воды по длине судна.
  4. Предупредительные меры против распространения воды по длине судна.
  5. Закрытие всех водонепроницаемых дверей, иллюминаторов, вентиляционных отверстий и воздухопроводов.
  6. Привидении в действие отливных средств судна.
  7. Затопление тех или иных отсеков для улучшения посадки судна и придания такого крена, который вывел бы повреждения борта выше ватерлинии.
  8. Установление наблюдения за скоростью поступления воды в отсек.
  9. Маневрирование судном в целях уменьшения поступления воды в отсек, при возможности- вывод судна в безопасное место.

 

Занятие 11

Тема. Подготовка противопожарных средств к работе в экстремальных условиях

План

  1. Стационарные установки и системы пожаротушения.
  2. Водопожарная система.
  3. Пожарные краны и трубопроводы.
  4. Береговые соединения.
  5. Пожарные насосы.
  6. Пожарные краны, рукава и стволы.
  7. Спринклерные системы.
  8. Системы водораспыления.
  9. Системы пенотушения.
  10. Системы углекислотного пожаротушения.

 

  1. Основная цель борьбы с пожаром- быстрое взятие его под контроль и тушение, что возможно только в том случае, если огнетушащее вещество доставлено к пожару быстро и в достаточном количестве. Это можно обеспечить с помощью стационарных систем пожаротушения. Некоторые из стационарных систем могут подавать огнетушащее вещество непосредственно на пожар без участия членов экипажа. На судах устанавливается основные систем пожаротушения: водопожарная, автоматическая и ручная спринклерная, водораспыления, водяных завес, водяного орошения, пенотушения, углекислотные, система инертных газов, порошковая.

 

  1. 2. Водопожарная система обеспечивает подачу воды во все районы судна. Количество подводимой морской воды к месту пожара зависит от производительности насосов, и влиянием количества воды на остойчивость судна. Водопожарная система включает пожарные насосы, трубопроводы (магистраль и ответвления), клапаны управления, рукава стволы.

 

  1. 3. По трубопроводам вода движется от насосов к пожарным кранам, установленным на пожарных постах. Система трубопроводов состоит из магистрали и ответвлений из труб меньшего диаметра, отходящих от нее к пожарным кранам. К водопожарной системе не разрешается присоединять никаких трубопроводов, кроме предназначенных для борьбы с пожаром и мойки палуб. Все участки водопожарной системы на открытых палубах должны быть защищены от замерзания. Для этого они могут снабжаться отсечным и спускным клапаном, позволяющим спускать воду в холодное время года.

 

  1. 4. Судно, совершающее международные рейсы, должно иметь одно переносное береговое соединение с каждого борта. На некоторых судах требуемые международные береговые соединения установлены постоянно.

 

  1. Пожарный насос обеспечивает движения воды по водопожарной системе на судне. Требуемое количество насосов, их производительность, местоположение и источники питания регламентируются правилами Регистра. Если на судне требуется установка двух насосов, их надо располагать в различных помещениях. Пожарные насосы, кингстоны и источники энергии следует размещать так, чтобы пожар в одном помещении не вывез из строя все насосы, оставив, таким образом, судно без защиты.

 

  1. Назначение водопожарной системы заключается в подводе воды к пожарным кранам, расположенным по всему судну. Пожарные краны должны быть расположены так, чтобы струи воды, подаваемые, по крайней мере, от двух пожарных кранов, перекрывали друг друга. На всех судах пожарные краны должны быть окрашены в красный цвет. Пожарные краны должны быть размещены на расстоянии не более 20м внутри помещений и не более 40м- на открытых палубах. Рукава и стволы(относятся к противопожарному снабжению). Рукава должны иметь длину 15-20м у у кранов на открытых палубах и 10-15 м – у кранов в помещениях. Исключение на танкерах. Комбинированные стволы снабжаются органом управления позволяющим отключать подачу воды и регулировать ее струю.На торговых морских судах используются комбинированные стволы с запорным устройством. Они должны быть постоянно присоедины к рукавам.

 

  1. В состав всех спринклерных систем входят трубопроводы с клапанами, спринклеры, насосы и емкости с запасом воды, контрольно-сигнальное устройство. Спринклеры представляют собой клапаны особой конструкции. Через них вода выходит из системы, образуя коническую струю. На судах обычно используются спринклеры, срабатывающие в диапазоне температур 68-79 С или на 30 С выше в сушильных помещениях и на камбузе.

 

  1. 8. Система водораспыления аналогична спринлерной систем, однако здесь используется другой тип распылительных головок. Распылители- это открытые головки, которые придают входящей струе определенную форму. В отличие от спринклеров, из которых вода разбрызгивается по образующей конуса, из распылителей вода выходит в виде сплошного конуса, что улучшает условия охлаждения.

 

  1. В состав системы пенотушения входят: пожарный насос, насос пенообразователя, цистерна с пенообразователем, смеситель, ручные лафетные стволы, трубопроводы. Регулирующие и контрольные клапаны. Пуск системы в действие осуществляется вручную. Запускают насосы, подающие воду в пенообразователь. Вода и пенообразователь подается в смеситель и смешиваться в установленной пропорции. Получающийся при этом пенный раствор поступает по трубопроводам к месту пожара.

 

  1. 10. Система углекислотного пожаротушения используется для защиты грузовых помещений, насосных отделений, помещений генераторов, кладовых(например, малярных и фонарных), плит и вентиляционных каналов камбузов. Они применяются также в машинных отделениях и для индивидуальной защиты генераторов. Углекислый газ храниться в баллонах. Баллоны устанавливаются в специально оборудованных помещениях-станциях пожаротушения рядами в вертикальном положении на изолирующих прокладках, которые могут быть и деревянными. Предусмотрен дистанционный пуск. Предусмотрено включение сигнализации предупреждения. 1-2 минуты перед началом поступления углекислого газа в помещение.

 

 Занятие №12

Тема. Типы переносных огнетушителей. Снаряжение пожарного. Аппарат АСВ.

План

  1. Типы переносных огнетушителей.
  2. Снаряжение пожарного.
  3. Аппарат АСВ.

 

  1. Ручным считается огнетушитель, управляемый с рук, масса которого не более 23 кг. Ручные огнетушители выбрасывают огнегасящее вещество посредством внутреннего давления. Это давление может быть получено путем химической реакции (реакция кислоты или щелочи), путем выпуска сжатого газа, находящегося в специальном картридже внутри корпуса огнетушителя и наконец, давлением газа, постоянно сохраняемым в корпусе.

Классификация морских ручных огнетушителей: углекислотные, порошковые, пенные.

 

Гасящее веществоРекомендуется для тушения горящих веществ

 

Вода

 

Дерево, бумагу, текстиль и другие подобные материалы
Пена

 

Дерево, бумага, текстиль и огнеопасные жидкости
Сухие порошкиДерево, бумага, текстиль, огнеопасные жидкости, электрооборудование. Горящие газообразные вещества, металл.
Углекислый газОгнеопасные жидкости, электрооборудование и горящие газообразные вещества.
Галогенизированные гидрокарбонаты (галлоны или фреоны)Огнеопасные жидкости, электрооборудование и горящие газообразные вещества

Все морские огнетушители определенным образом маркируются. Маркировка должна содержать следующую информацию:

  1. Наименование производителя.
  2. Класс пожара, для которого предназначен огнетушитель.
  3. Тип и количество огнегасящего вещества (емкость или масса)
  4. Инструкция по использования (желательно в форме пиктограммы)
  5. Год изготовления.
  6. Температурный диапазон, в котором обеспечена удовлетворительная работа огнетушителя.
  7. Испытальное давление.

Все огнетушители подвергаются периодической проверке обслуживанию. Количество и тип ручных огнетушителей определяется Правилами Регистра.  На судне имеется огнетушители: углекислотные ОУ10, ОУ5, порошковые: ОП12,ОП6, пенные.

 

  1. Снаряжение пожарного

Согласно Правилами Регистра комплект снаряжения для пожарного должен состоять из личного снаряжения и дыхательного аппарата.

1) защитная одежда из материала, способного защитить кожу от тепла, излучаемого при пожаре, ожогов и ошпаривания; наружная поверхность должна быть водостойкой;

2) ботинки и перчатки из резины или другого неэлектропроводного материала;

3) жесткий шлем,  обеспечивающий эффективную защиту  от удара;

4) переносной безопасный фонарь с минимальным временем горения 3 ч;

5) пожарный топор с ручкой из дерева твердых пород (если для ручки применен другой материал, он должен быть покрыт изоляцией, не проводящей электричество).

 

  1. Аппарат АСВ-2- предназначен для защиты органов дыхания человека при работе в атмосфере, непригодной для дыхания. Аппарат АСВ-2 относится к типу резервуарных аппаратов с запасом сжатого воздуха и открытой системой дыхания. Рабочее давление в баллонах 20 МПа (200 кгс.см2), запас воздуха в случае 3-литровых баллонов- 1200 литров и в случае 4-литровых баллонов-1600 литров. Срок действия при работе средней тяжести в воздушной среде 45 и 60 мин соответственно для 3- и 4-литровых баллонов. При работе на поверхности резервного запаса воздуха хватает на 6-10 минут. Баллоны соединяются в одну емкость с помощью коллектора, запорного вентиля с включателем резерва, фиксатором включателя резерва, манометра, зарядного штуцера с заглушкой, редуктора, легочного автомата с воздухопадающим шлангом, маски. При первоначальном включении с учетом резерва должно быть не менее 180 атм(кг/см2. 30-40 атм давление резерва. При работе в дыхательном аппарате включение должно производится вне зоны задымления. Дыхания в аппарате должны быть глубокими и равномерными. Снимать или оттягивать маску для протирки стекол категорически запрещено.

 

Занятие №13

Тема. Конструктивная противопожарная защита, расположение

средств. Организация борьбы с пожаром

План.

  1. Составляющие пожара и взрыва.
  2. Распространение пожара
  3. Опасные факторы пожара.
  4. Системы обнаружения пожара.
  5. Причины возникновения пожаров.
  6. Организация борьбы с пожаром.
  7. Классы пожаров.

 

  1. Для горения необходимы три элемента: горючее вещество, которое будет испарятся и гореть, кислород для соединения с горючим веществом и теплота для повышения температуры паров горючего вещества до момента их воспламенения. 1) если одна из сторон треугольника отсутствует, пожар не может начаться; 2) если одну из сторон треугольника исключить, пожар погаснет.

 

  1. Если пожар будет атакован на раннем этапе с использованием эффективных огнетушащих средств, существует возможность не допустить его выхода за пределы того помещения, в котором он возник. Если пожар не удастся взять под контроль, может образоваться большое количество теплоты. Которая распространится далеко за пределы площади пожара, образуя новые очаги, при условии, что на ее пути встретятся горючие вещества и кислород (на большинстве судов то и другое имеется в избытки) Судовые пожары могут развиваться по путям движения воздушных потоков, по вентиляционным каналам, по вертикальным шахтам трапов, лифтов, МП, по заобшивочным пустотам палуб и переборок, по слою разлитой горючей жидкости и поверхности легкогорючих твердых веществ и материалов

 

  1. 3. При пожаре появляется пламя, выделяется теплота. Образуются газы и дым. Все это может стать причиной серьезных травм и даже гибели людей.

Пламя– при непосредственном воздействии пламени возможно получение как общего, так и местных ожогов и поражение дыхательных  путей.

Теплота– при пожаре температура очень быстро поднимается выше 90 С, а в закрытых помещениях она может достигнуть 430 С. Температура свыше 50 С опасна для человека, даже если он пользуется  защитной одеждой и дыхательным аппаратом. Высокая температура вызывает сильное сердцебиение.

Газы– химический состав образующихся при пожаре газов зависит в основном от горючего вещества. Наиболее опасным является двуокись углерода СО2-продукт полного сгорания и окись углерода СО- продукт неполного сгорания.

Дым– видимый фактор пожара затрудняет дыхание человека. Дым состоит из углерода и других несгоревших веществ, находящихся в виде взвешенных частиц.

 

4.Для обнаружения пожара в судовых помещениях могут быть установлены датчики автоматической электрической системы сигнализации- дымовые и тепловые.

Дымовые- устанавливаются в трюмах, МП, на камбузах и кладовых. Забираемый в охраняемом помещении воздух пропускается через луч, чувствительный к примесям. При появлении дыма вырабатывается сигнал, через систему  реле зажигается лампочка соответствующего луча на приемной станции, и подается звуковой сигнал(общий для всех)

Тепловые- устанавливаются в жилых, служебных, производственных помещениях, а также в МП, трюмах, на камбузах. Замыкание контактов (подача сигнала) осуществляется с помощью биметаллической пластины с заданной чувствительностью 70град.С в каютах и трюмах,  90град.С в МП и на камбузах.

Ионная сигнализация устанавливается в помещениях перевозки авто и другой техники с топливом в баках. Срабатывание происходит при попадании в поле фотолуча паров, ЛВЖ.

 

  1. 5. Причины возникновения пожара:

-неосторожного обращения с открытом огнем, нагревательными приборами и от курения;

-неисправности электрокабелей, электрооборудования, освещения, нарушения правил эксплуатации судовых механизмов;

-попадание топлива на раскаленные и горючие поверхности механизмов выхлопных трубопроводов;

-искрообразования при работе котлов, камбузов и при ударах;

– воспламенение горючих газов и паров нефтепродуктов;

-нарушение правил производства сварочных работ;

-разрядка статического и атмосферного электричества;

-самовозгорание и самовоспламенение грузов;

-смещение несовместимых опасных грузов.

 

  1. 6. Борьба экипажа с пожаром на судне возглавляется капитаном судна и должна быть направлена на:

-обнаружение и выявление места, размеров, характера пожара;

-установление наличия и возможности эвакуации людей из помещений охваченных пожаром;

– эвакуацию людей;

-ограничение распространения пожара по судну;

-предупреждение возможных взрывов при пожаре;

-борьбу с пожаром и ликвидацию его последствий

При объявлении на судне общесудовой тревоги (пожарной) необходимо:

-остановить движение судна, а в случае необходимости развернуть так. Чтобы пламя и дым сбивались ветром за борт;

-вывести людей из опасной зоны;

-задраить все двери (противопожарные) и заслонки;

-выключить вентиляцию;

-герметизировать корпус судна, задраить водонепроницаемые закрытия и иллюминаторы, запорные устройства судовой вентиляции;

-запустить насосы водопожарной системы;

-все стационарные системы пожаротушения и противопожарное снабжение привести в полную готовность к немедленному действию;

– с разрешения капитана судна отключить электроэнергию в районе охваченном пожаром;

-командир аварийной партии посылает группу разведки пожара на место пожара;

-шлюпки, оказывающиеся под угрозой огня приспустить или спустить на воду.

 

  1. Классы пожаров.

Пожары класса «A» – горение твердых горючих материалов таких, как дерево и изделия из него, ткани, бумаги, резина, некоторые пластмассы и другие.

 

Пожары класса «B» – горение жидких веществ. К веществам этого класса относятся нефть, жидкие нефтепродукты, жиры, краски, растворители и другие горючие жидкости.

 

Пожары класса «C» – горение газообразных веществ. К этому классу относятся горючие газы, которые находятся на судах в качестве технического снабжения, и перевозимые морскими судами в качестве груза.

 

Пожары класса «D» -горение щелочных и активных металлов и их соединений таких, как натрий, магний, алюминий и другие.

 

Пожары класса «E»- пожары, возникающие при воспламенении электрооборудования находящегося под напряжением.